Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
14 Май 2024, 16:30:28
  31      31

перейти на сайт 3 ЛИГА

Начало Помощь Поиск Календарь Войти Регистрация

+  футбольный форум сайта 3-Liga.ru
|-+  основные разделы форума
| |-+  Методические рекомендации
| | |-+  спортивный психолог.
0 Пользователей и 3 Гостей смотрят эту тему. « предыдущая тема следующая тема »
Страниц: 1 ... 7 8 [9] 10 11 ... 32 Печать
Автор Тема: спортивный психолог.  (Прочитано 197282 раз)
Garis
Международный мастер
*******

Карма 8
Offline Offline

Пол: Мужской
Сообщений: 1789


Просмотр профиля Email
« Ответ #120 : 23 Декабрь 2010, 22:26:57 »

Мой постоянно счета не знает после игры Веселый. Я у него всегда спрашиваю выиграли или нет, а счет он не запоминает на поле - интересно как то Непонимающий.

  Garis, Наверное это не помешает парню вырасти большим футболистом.
  Вспомните Хлестова с его известной фишкой на выходе из раздевалки в майке сборной :
  "С кем играем то?"  Смеющийся
;Dи кстати, после игры спросишь его с кем играли, говорит какой то ДЮСШ или не помнит Смеющийся.
Записан

Нет Ничего Невозможного, просто иди и сделай!!!
 
Любопыт
Заслуженный мастер
*******

Карма 174
Offline Offline

Сообщений: 4889


No good deed goes unpunished


Просмотр профиля Email
« Ответ #121 : 24 Декабрь 2010, 00:16:14 »

Мой постоянно счета не знает после игры Веселый. Я у него всегда спрашиваю выиграли или нет, а счет он не запоминает на поле - интересно как то Непонимающий.

  Garis, Наверное это не помешает парню вырасти большим футболистом.
  Вспомните Хлестова с его известной фишкой на выходе из раздевалки в майке сборной :
  "С кем играем то?"  Смеющийся
;Dи кстати, после игры спросишь его с кем играли, говорит какой то ДЮСШ или не помнит Смеющийся.
Значит с психологической устойчивостью полный порядок!   Смеющийся
Записан
Garis
Международный мастер
*******

Карма 8
Offline Offline

Пол: Мужской
Сообщений: 1789


Просмотр профиля Email
« Ответ #122 : 24 Декабрь 2010, 20:34:06 »

Мой постоянно счета не знает после игры Веселый. Я у него всегда спрашиваю выиграли или нет, а счет он не запоминает на поле - интересно как то Непонимающий.

  Garis, Наверное это не помешает парню вырасти большим футболистом.
  Вспомните Хлестова с его известной фишкой на выходе из раздевалки в майке сборной :
  "С кем играем то?"  Смеющийся
;Dи кстати, после игры спросишь его с кем играли, говорит какой то ДЮСШ или не помнит Смеющийся.
Значит с психологической устойчивостью полный порядок!   Смеющийся
Это радует! Смеющийся
Записан

Нет Ничего Невозможного, просто иди и сделай!!!
 
полузащитник
2 разряд
***

Карма 17
Offline Offline

Пол: Мужской
Сообщений: 205


Просмотр профиля
« Ответ #123 : 25 Декабрь 2010, 04:41:16 »

Здесь скорее вот так: ребенок не отвечает на уроках, потому что боится выглядеть глупо, или не звонит по телефону, потому что чего-то стесняется или не может выразить свою мысь.
В данном случае возможна заниженная самооценка. В таких случаях надо больше хвалить ребенка. Так же необходимо объяснять, что боятся и стесняются абсолютно все, просто одни умеют с этим бороться, а другие еще не научились. "Ты обязательно научишься, только надо тренироваться преодолевать свои страхи и сомнения. Очень скоро ты поймешь, что все преодолевается очень легко. Уж для тебя это точно будет легко" - это приблизительная формула внушения.
Все достаточно понятно, спасибо.
Записан
полузащитник
2 разряд
***

Карма 17
Offline Offline

Пол: Мужской
Сообщений: 205


Просмотр профиля
« Ответ #124 : 25 Декабрь 2010, 04:44:23 »

Любопыт, спасибо за ответ.
Я к чему спрашивал, просто я считаю, что хладнокровие - одно из самых важных (если не самое важное) качество футболиста.
очень хотелось бы узнать почему Вы так считаете.
Потому что, как выяснилось, хладнокровие - это эффективная многозадачность рассудка, позволяющая принимать адекватные решения в напряженных, стрессовых ситуациях.То есть вратарь, защитники, полузащитники, нападающие обладая хладнокровием принимают адекватные решения в сложных ситуациях.
вот хотя бы поэтому.
Для хладнокровия не важна скорость принятия решения, а для футболиста это жизненно важно.
Мне казалось, что при наличии хладнокровия присутствует и быстрота принятия решений.
Записан
gosha
Gosha62@gmail.com
Администратор
Заслуженный мастер
*****

Карма 503
Offline Offline

Пол: Мужской
Сообщений: 24413



Просмотр профиля Email
« Ответ #125 : 10 Январь 2012, 09:52:21 »

                                                                                                          Заслуженный тренер России Костылев.В.В.  
            НУЖНЫ ЛИ ПСИХОЛОГИ В СПОРТЕ?

   В тренерской жизни тема психологии всегда обострена.
В последнее время прочитал несколько статей по психологии спорта и мне захотелось активно отреагировать.
   Сначала просто для того, чтобы навести порядок в своей же голове. Постепенно всё перемешалось с текущими проблемами. Затем оформилось в методический материал. Захотелось поделиться – написалась статья. Уже в процессе вдруг родилось интригующее название.
   Какие вопросы решает спортивная психология? Тема чрезвычайно широка. Сложно даже просто выделить все направления спортивной психологии. Могу лишь заметить, что меня никогда сильно не интересовала наука «психофизиология». А также направление под названием «Взаимоотношения между спортсменами в командных видах спорта.»
   Мне интересен другой вопрос. Каковы основные направления профессиональной деятельности психолога при его работе с конкретным элитным спортсменом (на протяжении всех стадий его становления)? Вот на эту тему я и буду рассуждать.
   Итак. Чем же может заниматься спортивный психолог при работе с элитным спортсменом? (По моему мнению.)
1)  Любой работой, направленной на улучшение атмосферы вокруг спортсмена.
2)  Проводить беседы на обще спортивные и около спортивные темы, направленные на общее и долговременное стабилизирование психологического состояния спортсмена.
3)  Создавать «оптимальное боевое состояние» (ОБС). На деле, обычно представляет из себя «поднятие примитивного эмоционального возбуждения».
4)  Проводить оперативное «лечение». Снимать, каким-либо образом возникшие, перевозбуждение и раздражительность. А также, выводить из апатии и депрессии.
5)  Снимать симптомы неуверенности.
           5.1)  (Безосновательным и авантюрным) убеждением, что: «Ты можешь обыграть любого!»  
           5.2)   Понимая реальное мастерство спортсмена, помогать ему формировать обоснованную уверенность в его способности качественно (на освоенном уровне) выполнять необходимые соревновательные действия.
6)  Помогать спортсмену вписывать психологическую компоненту в процесс подготовки и в соревновательную систему действий (СД). То есть, способствовать развитию созидательных функций психики.
   В силовых видах спорта многими психологами провозглашается необходимость создания предстартового ОБС, как готовности к «борьбе за результат». Я считаю, что это принесёт результат – спортсмен мобилизуется в готовности применять примитивный силовой напор. Однако, возбуждая силовую компоненту, на другом конце имеем ухудшение гибкости, мобильности, координации – как в физических действиях, так и в интеллектуальных. Такая разбалансировка, естественно, скажется на качестве соревновательной СД – отрицательным образом. Вдобавок, это будет основанием для проблемных напряжений психики.
   Возможны различные последствия. Зашкаленная наверх эмоциональность плохо регулируется и может сказываться, как предсказуемо: нарушение всяческой координации в сложных действиях; невыполнение в должном порядке и объёме необходимых соревновательных действий; так и непредсказуемо: разум выходит за рамки нормального функционирования.
   После подъёма волны эмоционального возбуждения неминуемо следует спад – опустошение психики. Это может произойти: до соревнований, во время, после них. Оно может быть несущественным и пройти незаметно. Но может быть и значительным. И тогда возможны: апатия и даже депрессия.
   Ещё – очень важный момент. Спортсмен, находящийся на пике эмоционального возбуждения, как правило, заряжен на супер результат, на супер итог(!). Но если какой-либо промежуточный итог (по ходу соревнований) окажется не совсем желательным и даже неудачным, пиковое состояние психики вдруг становится неустойчивым и даже может рухнуть. И тогда – в процессе соревнований вполне возможен хаос психики. Выровнять её какими-либо волевыми усилиями будет почти невозможно. Последствия непредсказуемы и итог получается отнюдь не «супер».
   [Многим известны случаи, когда выигравший говорит, что перед стартом был уверен в своей победе. Вряд ли стоит сомневаться в искренности спортсмена. Но очень редко спортсмен признаётся в такой предстартовой уверенности при отсутствии в итоге высокого результата. Вторых случаев гораздо больше, чем первых. Но мы о них лишь только можем догадываться. И строим ложные теории, исходя из редких, но более известных случаев.]
   Я считаю, что ОБС есть примитивное эмоциональное возбуждение. (Здесь, правда, следует признать, что слово «боевое» можно трактовать по-разному. Но я буду придерживаться прямого смысла.) Оно (ОБС) не является лучшей психологической подготовкой (настроем) даже в чисто силовых видах спорта. Уж, не говоря о технических видах спорта. Так как, мобилизует (накачивает) в первую очередь прямолинейную силовую компоненту. Понятно, что она очень важна в спорте и часто – даже главная. Но любой силой надо уметь управлять. А вот эти возможности в состоянии возбуждения резко ухудшаются.
   Так что же, спортивная психология это фикция? Нет, конечно. Я уверен, что есть в этой области очень умные и сильные специалисты. Но подозреваю, что их очень мало. Большинство же, смею предположить, выполняют, по сути, роль интерьера.
   В спортивной психологии – в психологии экстремальной деятельности нестандартных личностей – какие-либо стандартные правила, принципы и методики красивы лишь в теории, в виде среднестатистических показателей. На практике – нужен персональный подход к каждой уникальной личности, каковыми являются все элитные спортсмены.
   Что делает «обыкновенный» врач при повышении температуры, изменении давления? Прописывает стандартные таблетки. Так и «типовой» психолог может лишь попытаться сбить тонус пикового состояния психики каким-то стандартным способом. А психика не есть отдельная независимая компонента в соревновательной СД спортсмена. Она определяет решения, поступки и действия спортсмена; но в то же время, и сама зависит от них. Её невозможно лечить отдельно – она существует внутри СД (если говорим о соревновательных действиях). Её нельзя оттуда вынуть в виде отдельного самостоятельного блока, чтобы что-то поправить. Править можно соревновательную СД спортсмена. И его представления об этой СД, что практически есть его спортивное мировоззрение. Для того, чтобы был шанс результативного позитивного воздействия на психику спортсмена, надо понимать его мировоззрение и знать его СД.
   А лечить психику спортсмена «таблетками» почти невозможно.
   Но, ведь, бывают положительные эффекты!? Несомненно. Причём, про них говорится очень много. Про отрицательные, которых (я полагаю) гораздо больше, практически не говорят.
   Когда возможны положительные результаты?
1) Когда психолог – мастер своего дела: тонко чувствует мировоззрение спортсмена и понимает суть его спортивной деятельности.
2) Когда у спортсмена явно заниженная самооценка – и его надо элементарно ободрить. Все мы знаем, что в трудной ситуации, когда опущены руки, любое доброе слово может улучшить состояние спортсмена. И на это способен даже обыкновенный психолог. Вот только – надолго ли?
  
Продолжение следует.
« Последнее редактирование: 10 Январь 2012, 09:57:10 от gosha » Записан

Пессимист на кладбище видит только
кресты,а оптимист - одни плюсы!
gosha
Gosha62@gmail.com
Администратор
Заслуженный мастер
*****

Карма 503
Offline Offline

Пол: Мужской
Сообщений: 24413



Просмотр профиля Email
« Ответ #126 : 10 Январь 2012, 09:53:34 »

   А «поднять» элитного спортсмена на высочайший надёжный уровень соревновательной готовности (иногда такое состояние называют «спортивным куражом») можно: либо непонятно как (а значит - случайно); либо целенаправленными огромными усилиями элитного психолога-профессионала. Причём, сомневаюсь, что он будет призывать спортсмена к подвигу, типа «разорвать всех!». Он должен помочь спортсмену настроиться на правильные соревновательные действия – действия на очень высоком, качественном уровне, но на уровне, адекватном мастерству и состоянию спортсмена. А вернее даже, психолог должен помочь спортсмену достичь состояния, в котором тот сможет наилучшим (для себя, сейчас) образом выполнять соревновательные действия – всю свою(!) комплексную СД.
   Я полагаю, что результативность психолога будет сильно зависеть от того, насколько глубоко и полно он понимает мировоззрение спортсмена и суть соревновательной деятельности. Некоторые возразят, что последнее совсем не обязательно. Потому, что «психология деятельности» есть отдельная наука, и неважно – в чём состоит деятельность. Я с ними даже бы и согласился. Но, опять-таки, элитному спортсмену не психику надо лечить, надо налаживать композицию в СД, частью которой является его психика.
   Кратковременное жёсткое (но на уровне установленных правил) вторжение в психику элитного спортсмена может принести лишь локальный кратковременный эффект, если спортсмен «совсем плох»; либо не принести никакого эффекта, если психика спортсмена достаточно устоявшаяся; либо навредить, так как, жёстко изменяя отдельные составляющие, мы, не ведая того, неизвестно как меняем всю целостную систему.
   Любые психологические проблемы имеют как внешние проявления, так и внутренние причины. Проявления часто – на виду. Причины – глубоки и непонятны. А бороться с последствиями (с проявлениями) – всё равно, что бороться с ветром.
   В каждом конкретном случае состояние психики зависит от нескольких причин. Довольно часто, главными «назначаются» неспортивные (жизненные, бытовые) причины. Или – обще спортивные: перевозбуждение, апатия. И начинается «лечение личности». Во-первых, часто такие проблемы есть часть личности – и тогда, пытаясь улучшить что-то одно, рискуем разбалансировать систему и, как следствие, ухудшить что-то другое. Во-вторых, большинство психологических проблем спортсмена (особенно элитного) глубинной причиной имеют несовершенство мастерства. А вернее, даже – несоответствие спортивных желаний и спортивного мастерства. Плохо, когда элитный спортсмен не осознаёт этого несоответствия. Плохо, когда он понимает это несоответствие, но не знает – как конкретно надо поднимать своё мастерство. Ещё хуже, если он неправильно поднимает мастерство, слепо ограничиваясь лишь одной (редко - двумя) компонентами сложной композиции.
   Соответствие возможно, если спортсмен будет иметь правильное представление о сути «спортивного действа»; целенаправленно это действо (систему) развивать (на тренировках и соревнованиях) – в виде постепенного последовательного создания сложной композиции СД с участием психики. И гордиться не мелкими промежуточными победами, а своим текущим, наработанным мастерством. Зная, однако, что находится лишь только в начале пути. Радуясь(!) – сколько сложного и интересного ещё предстоит сделать.  И тогда различных психологических проблем будет гораздо меньше, а всё-таки возникающие будут успешнее разрешаться.
   В этом процессе есть работа для психолога. Но он должен быть «в теме». А для этого нужно его многолетнее участие в становлении данного элитного спортсмена. Некоторые скажут, что лучшим психологом для элитного спортсмена может быть его многолетний тренер. С этим я соглашусь. Но. «Может быть» совсем не означает, что «сумеет быть». А чаще, так просто – и не в состоянии. И тогда возможна попытка пригласить якобы профессионального психолога.
   И ещё, в чём я убеждён. Психолог, призывающий «биться за результат», есть, скорее, не психолог, а политрук. Но, ведь, и они добивались впечатляющих результатов. Да. Но на уровне управления толпой. Элитных спортсменов совсем немного. И они никогда не образуют толпу.
   Не слишком ли я жёстко – про толпу? Да, нет. Очень даже реалистично. Я считаю, что каждый человек имеет  «божью искру» в виде творческих способностей. Конечно, очень разный этот изначальный уровень. Но глобально важнее, как этот имеющийся уровень развивается. К сожалению, обустройство нашего Мира мало способствует развитию творческих способностей личности. Правители Мира (сообщества любого уровня) прямо, а чаще – косвенно, гораздо сильнее заинтересованы в развитии у человека стадных чувств. С такими, ведь, гораздо проще.
   Как правило, одной из главных задач спортивного психолога провозглашается повышение уровня предстартового эмоционального возбуждения спортсмена. Зачастую, оно (возбуждение) примитивно: «обыграть Васю» или «порвать всех!».
   С одной стороны – спортивное возбуждение необходимо для мобилизации физических сил. С другой стороны – оно нарушает всяческие (физические, мыслительные, психические) «тонкие чувства»: координацию и ритм. Тогда начинают искать средства против таких нарушений. Но чтобы оставалось ОБС. Наивно полагая, что возможно убрать плохие последствия, оставив хорошие. Не трогая, при этом, глубинных причин.
   Очень негативен «промежуточный итог». (Как в процессе соревнований, так и между соревнованиями.) Стремление к нему есть поэтапная раскладка стремления к общему итогу. И законы такие же. При таком стремлении состояние спортсмена характерно тем, что весь его интеллект, а главное – вся его психика напряжены желанием получать (порциями) успешный промежуточный итог. В таком состоянии (неизбежно) будут сильно переживаться все промежуточные неудачи. Спортсмен огорчается, что в данный момент получился совсем нежелательный (промежуточный) итог. Такие огорчения тормозят и так не балованные вниманием созидательные действия.
   Переживания о предстоящем исходе (у желающего итога) оттягивают потенциал и ресурсы психики от обеспечения созидательных действий. Имитируя собой активность в виде «заботы» – «ну, как же! Я тааак беспокоюсь …».  Но это – именно имитация активности. Она не конструктивная и не созидательная. И направлена на напряжённое пассивное ожидание, а не на обеспечение деятельности.
   К тому же, обычно происходит замещение: такие ожидательные переживания вытесняют из сознания логическую деятельность – вторую составляющую созидательных действий.
   В свою очередь, такие «вытеснения» могут быть (чаще всего – и бывают) частичными. И тогда логические  действия минимизируются и становятся поверхностными, то есть, ухудшаются качественно. Иногда же, в экстремальных ситуациях, действия и решения выполняются вовсе без логического обоснования на импульсе эмоционального возбуждения.
   Ну, а когда случается неблагоприятный текущий исход, переживания резко переключаются на него. В виде «оханий и аханий». И включается следующая ступень эмоциональных проявлений – в виде «огорчений». Огорчения либо понижают общий тонус спортивной активности – и тогда повышается депрессивность состояния. Либо – в ответ следует взрыв активности в виде «сумбурной логики» и «неорганизованной физики».
   [Следует в скобочках заметить, что удачный промежуточный исход очень даже может через маленькое радостное «празднование» дестабилизировать рабочий ритм. Если, конечно, ритм существует и более-менее «непрерывно тикает».]
   В результате переживаний и огорчений прежде всего дестабилизируется психика, за ней моментально – логика и физика. И начинается «борьба с последствиями» - аналог «лечения таблетками». Если не можем организовать нормальное функционирование психики, приходится остужать перевозбуждённую . Чем? Всяческими отвлечениями. В частности, этим занимается аутогенная тренировка. [Любопытно, что она была придумана изначально для лечения психически больных.]
Продолжение следует.
« Последнее редактирование: 10 Январь 2012, 09:55:42 от gosha » Записан

Пессимист на кладбище видит только
кресты,а оптимист - одни плюсы!
gosha
Gosha62@gmail.com
Администратор
Заслуженный мастер
*****

Карма 503
Offline Offline

Пол: Мужской
Сообщений: 24413



Просмотр профиля Email
« Ответ #127 : 10 Январь 2012, 09:54:01 »

   Итак. Сначала способствовали максимальному возбуждению (ну, как же в спорте без него!?), затем начинаем успокаивать. Легко в этой ситуации «быть доктором» – вроде, делаем всё правильно: логично и последовательно. Совсем без злого умысла. (Интересный и спорный момент.) Но это – ладно. А каково спортсмену?! Ведь, в его душе – раздрай! Зачастую, ему единовременно приходится и возбуждаться и успокаиваться. Причём, находясь на пиковом (!) уровне!
   Спортивные психологи (но не только они) сначала поднимают возбуждение, а потом борются с его последствиями. Как же строить спортивную жизнь, чтобы не бороться потом с такими последствиями?
   Доминантой и даже константой в спортивной науке является позиция нацеленности, подготовки, готовности, стремления спортсмена к достижению Результата (Итога).
   Аксиомой считается, что в соревнованиях спортсмен борется за Результат. А отдельные откровения некоторых спортсменов – что иногда им помогает сосредоточенность на выполнении спортивного действия – считается одним из многих способов борьбы с излишним возбуждением. Тогда, как – «уход в процесс» и есть ГЛАВНОЕ, для чего спортсмен должен выходить на старт соревнований.

   Как-то неуютно расставаться с «возбуждением». Кажется, что тогда соревновательные действия, становясь, допустим, более последовательными, логичными, правильными, потеряют свою высшую активность, станут небодрыми – вялыми. Как же, всё-таки, не потерять достоинств возбуждения? Попробуем разобраться.
   Возбуждение нужно для того, чтобы мобилизовать спортсмена на активную (бодрую, супербодрую) соревновательную деятельность. Если бы деятельность представляла из себя в чистом виде «прямолинейный силовой напор», то возбуждение было бы правильной подготовкой к соревнованиям.
   А если деятельность, хоть как-то, комбинированная? Тогда нужна несколько иная подготовка. Я бы сказал – «возбуждение с оглядкой»!
   А если деятельность есть композиция физических действий и интеллектуальных? Тогда следует признать, что нужно какое-то «высокое возбуждение» – интеллектуально-силовое. Вот таким – «высоким возбуждением» будет «воодушевление» – психологическое целенаправленное состояние системной готовности к выполнению композиции интеллектуальных и физических действий.
   Приведу давний, весьма показательный пример. Из воспоминаний вратаря сборной команды России по хоккею Владислава Третьяка. (Привожу по памяти.) На очередной ЧМ с командой приехал психолог. (Я полагаю, призван он был по решению начальства для психологического настроя и, «в случае чего», для «лечения».) Он работал, видимо, со всеми. В том числе и с Третьяком. Были ли основания для работы с Третьяком? Или – для профилактики? Не знаю. Да, и не важно. После беседы, содержание которой В.Третьяк не рассказывал, в очередном матче он стоял, как лев! Отбивал все, даже самые сложные броски. Соперник долго не мог ему забить. Но всё-таки, пропущенный гол состоялся. После этого что-то сломалось в прекрасном состоянии вратаря. И он стал пропускать буквально ВСЁ, что летело в его сторону! Произошло фиаско. Накачка безосновательной (?) уверенности (или же – самоуверенности?) и даже, наверное, признаков «куража» работала какое-то время, но рухнула моментально и вся сразу. Почему такую накачку я считаю безосновательной? Вряд ли психолог, призванный на чемпионат, глубоко понимал внутренний мир и состояние вратаря. Скорее, он действовал по какому-то шаблону…  
  
   Я уверен, что творческая составляющая есть в любой спортивной деятельности, в любом силовом виде спорта. Но, я бы сказал, там такая составляющая является «самодеятельной прихотью» отдельных уникальных личностей среди множества спортсменов и тренеров. Я думаю, что присутствие такой «прихоти» значительно повышает функциональные возможности спортсмена.
   Спортивное соревнование  есть сложнейшая композиция творческой и спортивной деятельности. Не могу не отвлечься на понятие «композиции». Хотя, никакое это не отвлечение. Это – расширение темы.
   Вечный вопрос: «Что есть искусство?» Единого простого ответа нет.
   В Железноводске, на знаменитой галерее у подножья горы Железной почти каждый погожий день проводится выставка-продажа деревянных скульптур художника А.Филатова. Его произведения завораживают. Я долго не мог понять – в чём магия этих, вроде незамысловатых деревянных фигурок, сделанных из кривых веток и корявых сучков? Самыми впечатляющими были те работы Мастера, которые состояли из двух «действующих лиц». Меня пронзило (!) на третье посещение. Всё дело – в гармоничной композиции. Просто невероятная гармония присутствует во многих «составных произведениях»! При этом, сила воздействия композиции оказывается гораздо выше суммы воздействий составляющих частей (которые и сами по себе, в отдельности, могут сильно впечатлять). Композиция становится колоссальным самостоятельным явлением!
   Меня буквально осенило: «Наивысшим творчеством является создание гармоничных композиций!».
   Создание таких композиций есть рождение новой сущности. Высокой сущности. И её потенциал, её функциональные возможности будут значительно превышать суммарные возможности составных частей.  
   А ведь, ЭТО – во всём! И в Спорте тоже! Любое сложное действие, любая СД будут наилучшими, наиболее эффективными, когда «внутри» не простая сумма, а взаимопроникновенная гармоничная композиция!
   СД каждого элитного спортсмена будет представлять из себя композицию из отдельных разных, но в Системе: взаимосвязанных, взаимозависимых, взаимопроникновенных действий.
   Наивысшая, главнейшая, творческая композиция в Спорте состоит из силовых (физических, беговых) действий, логических (тактико-технических) действий и психологических действий.
   Какова конкретно роль психики в процессе соревнования? Что такое – психологические действия? Вопросы сложнейшие. И я вряд ли когда-нибудь смогу в них окончательно разобраться. Но текущие представления всегда имеются. Правда, иногда тебе кажется, что ты чётко всё понимаешь и представляешь. А иногда ощущаешь, как кривится стройность твоих представлений. И даже когда-то они рассыпаются. Но и рассыпанные они очень даже помогают развивать дальше своё мировоззрение.
   Я здесь часто повторял: «Психика должна заниматься не переживаниями, а созидательными действиями.» Как я себе это представляю.
   Психика незримо участвует во всех действиях спортсмена (и в правильных, и в неправильных). В формировании и функционировании всех систем и подсистем. Особенно значима её роль: в процессе восприятий; в создании представлений; в принятии решений; в развитии композиций.
   Если рассмотреть «распределение обязанностей» в системе интеллектуальных действий, состоящей из логических действий и психологических действий, то можно построить следующую схему. При принятии решений логика работает, в основном, в тех ситуациях, когда несложно понять – что есть лучше (больше, проще, быстрее …). А психика работает, когда нет явной очевидности, и докапываться до истины, не лежащей на поверхности, трудоёмко и долго – тогда решение приходится принимать предположительное и по принципу: «больше нравится». В первом случае, я бы сказал, решение принимается на базе знаний. Во втором – на базе мировоззрения. (Мировоззрение определяет очень многие решения и гораздо чаще, чем можно даже предположить. Его значение колоссально. Оно может быть узким и мелким, а может – широким и глубоким. Оно может быть неповоротливым, тяжёлым и закомплексованным, а может – свободным, лёгким и гибким.)
   Похожим образом происходит и выполнение. Если ситуация стандартна, то действия понятны, хорошо наработаны и выполняются логично, можно сказать – «на автомате». Чем не стандартней ситуация, тем более многогранным и сложным будет выполнение («на автомате» не получится), и тем выше будет значение психологических действий, выполняющих организационные и координирующие функции.
   Дополнительно к этому, в технически сложных видах спорта, в отличие от обычных циклических видов спорта, присутствует большой объём абстрактной творческой деятельности. Кратко я бы её выразил так: создание представлений и прогнозов. В этом участвуют и логика, и психика – в сложнейшей неразрывной завязке – невозможно разделить и выделить. Но нам последнее сейчас особенно и не нужно. Понятно, что здесь без созидательной деятельности психики просто невозможно.
   А ещё, ведь, у нас психика гармонизирует физические и тактико-технические действия! А её участие в создании и функционировании композиции спортивной и творческой деятельности сложно до конца представить. Но несложно понять, что для элитного спортсмена эти две функции созидательной психики имеют огромное значение.
   Данная схема есть лишь приблизительная модель. Тем не менее, видно, что созидательная психика участвует во всём. И так будет, скорее всего, при любой схеме. А всяческие напряжённые ожидания, переживания и огорчения есть ненужные эмоции, которые толком ничего не делают, а лишь впустую сжигают психическую энергию. Важно заметить, что такие эмоции продуцируются стремлением к Итогу, борьбой за результат. И это тоже будет проявлением психики – только вот, не конструктивным и не созидательным, а эгоистическим и потребительским.
   Отдельной задачей будет являться достижение чистоты психики. В смысле – целенаправленной готовности к участию именно в созидательной деятельности. Чтобы психика была чиста и свободна от ненужных, неконструктивных напряжений, по сути, созданных потребительскими желаниями.
   Чем же в спорте заниматься психологу? Надо ли лечить психику? Я бы сказал, что – уж, если лечить, то – мировоззрение. А лучше – его развивать. А психику использовать в созидании.
   Психика сама по себе не существует. Она возникает и проявляется в Системе, когда мы действуем: думаем и движемся. Лечить отдельно психику – всё равно, что штукатурить гибкий шланг.
   Получается, что спортивному психологу, чтобы приносить не случайную, а реально запланированную, достоверную пользу элитным спортсменам, надо:
     – глубоко и полно понимать процесс ориентирования, знать смысл и задачи СД, являющейся композицией силовых, логических и психологических действий;
     – понимать сложную композицию творческой и спортивной деятельности спортсмена;
     – быть специалистом в психологии творчества.
   Из-за несовершенства композиции СД возникают многие психологические проблемы и элитных, и вообще всех спортсменов.
   Позволю себе нарисовать сценарий деятельности стандартного (извините за слово) спортивного психолога в спортивной команде. Спортсмен заявляет психологу какую-то свою проблему.  Тот пытается реагировать. С очень большой вероятностью, это будет поверхностный, лозунговый совет. Возможно, он улучшит настроение спортсмена. Но если психолог тоже не понимает истинных причин, то он вряд ли решит его проблемы, которые в большинстве случаев корнями в некачественной, несовершенной композиции СД.
   А если психолог сподвигнется на инициативу, то действовать, скорее всего, будет по шаблону (а как иначе?). У него есть шаблон для многих видов спорта. Сначала возбудить спортсмена; потом создать у него ОБС; бросить его в «бой за результат»; получить по заслугам… Затем, с умным видом, начать его лечить.
   Так, что же – я против психолога в команде? Я двумя руками – за! Если в тренерской бригаде добавится специалист с реальными способностями и добрыми намерениями, ему найдётся – что делать. (Список дел в начале статьи.) В любой команде – куча работы, которую надо разгребать лопатой.
   Создавать благостную атмосферу – очень даже нужная и важная работа. Но надо понимать – какие более сложные задачи можно решать, а какие непосильны. Такая работа представляет из себя очень глубокий и длительный процесс.

  Психика (элитного) спортсмена есть составная часть его соревновательной СД. Но изначально, она (в некоторой степени) есть продукт его мировоззрения. В мировоззрении каждого человека, среди многих составляющих, есть одна очень важная позиция, которая складывается из двух начал: потребительского, состоящего из желаний – хочу брать …, хочу иметь …; и созидательного, состоящего из устремлений – буду учиться делать …, буду классно выполнять …
   Божья Благодать плюс воздействие внешнего Мира очень сложным образом формируют мировоззрение личности. В некотором итоге получаем – доминирование либо потребительских желаний, либо созидательных устремлений. И действительность такова, что людей с «желаниями» гораздо больше, чем людей с «устремлениями». К сожалению. Зато, первых легче «строить». И гораздо проще «лечить». Легче выводить для них правила и создавать законы. Для них – шаблонные решения «обыкновенных» психологов. Таковых, кстати, гораздо больше, чем «настоящих» – глубоко разбирающихся.
   В силовых видах спорта в качестве психологической подготовки весьма распространены эмоциональные установки, типа: «Я сильнее всех! Всё выиграю! Всех обыграю!» Для таких спортсменов подготовлен шаблон ОБС и методики последующего лечения.
   Но даже в этих видах спорта лидерами, я полагаю, становятся те спортсмены, которые в своей спортивной деятельности сознательно или даже неосознанно используют созидательные (творческие) начала своей личности.
   А чем сложнее вид спорта (более разнообразны соревновательные действия), тем больше требуется творческих усилий при формировании и развитии композиции СД.

Заслуженный тренер России Костылев.В.В.
« Последнее редактирование: 10 Январь 2012, 09:56:29 от gosha » Записан

Пессимист на кладбище видит только
кресты,а оптимист - одни плюсы!
gosha
Gosha62@gmail.com
Администратор
Заслуженный мастер
*****

Карма 503
Offline Offline

Пол: Мужской
Сообщений: 24413



Просмотр профиля Email
« Ответ #128 : 10 Январь 2012, 10:10:14 »

"Букоф" много,но я очень надеюсь,что найдутся люди,которые дочитают этот материал,а самое главное вникнут в суть написанного.
Это очень качественный материал,его уникальность в том,что практически всё написанное реализовано и успешно воплощено в жизнь на практике.
Записан

Пессимист на кладбище видит только
кресты,а оптимист - одни плюсы!
Al
1 разряд
****

Карма 43
Offline Offline

Сообщений: 472


Мяч получишь, когда двойки исправишь!


Просмотр профиля
« Ответ #129 : 10 Январь 2012, 11:37:10 »

"Букоф" много.
Это очень качественный материал,его уникальность в том,что практически всё написанное реализовано и успешно воплощено в жизнь на практике.

Написано действительно много, но как-то без конкретики.

Дабы придать этой теме интерес задам вопрос, который меня сейчас как отца 9-ти летнего футболиста волнует больше всего.

Я вижу в настоящий момент большую проблему в отношении к тренировкам и к "дворовым" играм со стороны своего ребёнка. Раз на раз не приходится. Иногда видно полное нежелание что-то делать, иногда бурное веселье и отсутствие дисциплины, иногда абсолютно идеальная тренировка.

При этом он полностью мобилизуется на играх и других соревнованиях (он параллельно занимается ещё спортивными танцами).

На вопрос "может он не хочет дальше заниматься футболом/танцами?" отвечает категорическим отказом что-то из этого бросать.

Что это у нас? Ранний переходный возраст? Или его надо как-то правильно готовить к тренировкам с точки зрения психологии?

Сам пока думаю, что лучше ничего не предпринимать - само рассосётся. Но вдруг я ошибаюсь?

У кого дети постарше - поделитесь опытом.
Записан
gosha
Gosha62@gmail.com
Администратор
Заслуженный мастер
*****

Карма 503
Offline Offline

Пол: Мужской
Сообщений: 24413



Просмотр профиля Email
« Ответ #130 : 10 Январь 2012, 11:56:40 »

"Букоф" много.
Это очень качественный материал,его уникальность в том,что практически всё написанное реализовано и успешно воплощено в жизнь на практике.
Написано действительно много, но как-то без конкретики.
В статье сформулирована философия:взяв спортсмена начинаем жить его жизнью и совместно создаём систему оптимального боевого состояния.
Конкретика у каждой связки спортсмен-тренер(психолог,родитель) будет своя собственная и сугубо индивидуальная.
В беседе Вячеслав Викторович привёл много конкретных примеров,но их озвучивание не имеет смысла,это будет некий штамп от которого нужно принципиально уходить.
Записан

Пессимист на кладбище видит только
кресты,а оптимист - одни плюсы!
dongax
КМС
*****

Карма 41
Offline Offline

Сообщений: 986


Просмотр профиля
« Ответ #131 : 10 Январь 2012, 15:50:03 »

"Букоф" много.
Это очень качественный материал,его уникальность в том,что практически всё написанное реализовано и успешно воплощено в жизнь на практике.

Написано действительно много, но как-то без конкретики.

Дабы придать этой теме интерес задам вопрос, который меня сейчас как отца 9-ти летнего футболиста волнует больше всего.

Я вижу в настоящий момент большую проблему в отношении к тренировкам и к "дворовым" играм со стороны своего ребёнка. Раз на раз не приходится. Иногда видно полное нежелание что-то делать, иногда бурное веселье и отсутствие дисциплины, иногда абсолютно идеальная тренировка.

При этом он полностью мобилизуется на играх и других соревнованиях (он параллельно занимается ещё спортивными танцами).

На вопрос "может он не хочет дальше заниматься футболом/танцами?" отвечает категорическим отказом что-то из этого бросать.

Что это у нас? Ранний переходный возраст? Или его надо как-то правильно готовить к тренировкам с точки зрения психологии?

Сам пока думаю, что лучше ничего не предпринимать - само рассосётся. Но вдруг я ошибаюсь?

У кого дети постарше - поделитесь опытом.


это нормально, 9 лет это ещё совсем дети. скорее всего это психологическое перенасыщение монотонными однообразными тренировками, очень распространённое явление.
Записан
Anatoli_B
новичок


Карма 6
Offline Offline

Сообщений: 53


Просмотр профиля Email
« Ответ #132 : 10 Январь 2012, 16:47:28 »

Г-н Костылев прав в том, что важно формировать мировозрение у ребенка.Хорошая игра(результат) должны основываться на мысли ,что они приходят как попутный продукт на пути совершенствования личности.Трудно.Но, выстраивая таким образом отношения с футболом, меньше будет разочарований.*Кувшин золотой всегда в цене-и разбитый на рынке-кому нужны обломки от крынки*(с)
Записан
Al
1 разряд
****

Карма 43
Offline Offline

Сообщений: 472


Мяч получишь, когда двойки исправишь!


Просмотр профиля
« Ответ #133 : 10 Январь 2012, 17:27:34 »

"Букоф" много.
Это очень качественный материал,его уникальность в том,что практически всё написанное реализовано и успешно воплощено в жизнь на практике.

Написано действительно много, но как-то без конкретики.

Дабы придать этой теме интерес задам вопрос, который меня сейчас как отца 9-ти летнего футболиста волнует больше всего.

Я вижу в настоящий момент большую проблему в отношении к тренировкам и к "дворовым" играм со стороны своего ребёнка. Раз на раз не приходится. Иногда видно полное нежелание что-то делать, иногда бурное веселье и отсутствие дисциплины, иногда абсолютно идеальная тренировка.

При этом он полностью мобилизуется на играх и других соревнованиях (он параллельно занимается ещё спортивными танцами).

На вопрос "может он не хочет дальше заниматься футболом/танцами?" отвечает категорическим отказом что-то из этого бросать.

Что это у нас? Ранний переходный возраст? Или его надо как-то правильно готовить к тренировкам с точки зрения психологии?

Сам пока думаю, что лучше ничего не предпринимать - само рассосётся. Но вдруг я ошибаюсь?

У кого дети постарше - поделитесь опытом.


это нормально, 9 лет это ещё совсем дети. скорее всего это психологическое перенасыщение монотонными однообразными тренировками, очень распространённое явление.

Сам себе он не признаётся в том, что наступило пресыщение. Ведь на тренировку едет с удовольствием, пропуск тренировки - трагедия. А на самой тренировке может валять дурака. Больше похоже на неумение сосредоточиться на процессе. Отсюда и вопрос - нужно ли давать какие-то вводные перед тренировкой? Я понимаю, что каждый случай индивидуален, но любой опыт будет полезен.
Записан
dongax
КМС
*****

Карма 41
Offline Offline

Сообщений: 986


Просмотр профиля
« Ответ #134 : 10 Январь 2012, 17:34:40 »

"Букоф" много.
Это очень качественный материал,его уникальность в том,что практически всё написанное реализовано и успешно воплощено в жизнь на практике.

Написано действительно много, но как-то без конкретики.

Дабы придать этой теме интерес задам вопрос, который меня сейчас как отца 9-ти летнего футболиста волнует больше всего.

Я вижу в настоящий момент большую проблему в отношении к тренировкам и к "дворовым" играм со стороны своего ребёнка. Раз на раз не приходится. Иногда видно полное нежелание что-то делать, иногда бурное веселье и отсутствие дисциплины, иногда абсолютно идеальная тренировка.

При этом он полностью мобилизуется на играх и других соревнованиях (он параллельно занимается ещё спортивными танцами).

На вопрос "может он не хочет дальше заниматься футболом/танцами?" отвечает категорическим отказом что-то из этого бросать.

Что это у нас? Ранний переходный возраст? Или его надо как-то правильно готовить к тренировкам с точки зрения психологии?

Сам пока думаю, что лучше ничего не предпринимать - само рассосётся. Но вдруг я ошибаюсь?

У кого дети постарше - поделитесь опытом.


это нормально, 9 лет это ещё совсем дети. скорее всего это психологическое перенасыщение монотонными однообразными тренировками, очень распространённое явление.

Сам себе он не признаётся в том, что наступило пресыщение. Ведь на тренировку едет с удовольствием, пропуск тренировки - трагедия. А на самой тренировке может валять дурака. Больше похоже на неумение сосредоточиться на процессе. Отсюда и вопрос - нужно ли давать какие-то вводные перед тренировкой? Я понимаю, что каждый случай индивидуален, но любой опыт будет полезен.

расслабтесь, глупо в 9 лет требовать от детей профессионального подхода, можно и дурака иногда повалять, это ж дети Смеющийся или вы думаете профессионалы дурака не валяют? только тренер отвернулся, всё приплыли, это естественная защита от стресса и перенапряжения
« Последнее редактирование: 10 Январь 2012, 17:39:33 от dongax » Записан
Страниц: 1 ... 7 8 [9] 10 11 ... 32 Печать 
« предыдущая тема следующая тема »
Перейти в:  


Войти

Powered by MySQL Powered by PHP Powered by SMF 1.1.21 | SMF © 2006-2008, Simple Machines Valid XHTML 1.0! Valid CSS!
Страница сгенерирована за 0.146 секунд. Запросов: 22.