Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
29 Апрель 2024, 08:11:17
  31      31

перейти на сайт 3 ЛИГА

Начало Помощь Поиск Календарь Войти Регистрация

+  футбольный форум сайта 3-Liga.ru
|-+  основные разделы форума
| |-+  Мнения, суждения, прогнозы
| | |-+  Поговорим о методике?
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему. « предыдущая тема следующая тема »
Страниц: [1] 2 3 ... 7 Печать
Автор Тема: Поговорим о методике?  (Прочитано 46346 раз)
slivka
3 разряд
**

Карма 7
Offline Offline

Пол: Мужской
Сообщений: 114


Просмотр профиля Email
« : 14 Январь 2013, 22:50:53 »

Учитывая очевидную слабость этого аспекта нашего футбола, выражающуюся в многочисленном десанте тренеров - легионеров, призванных спасать наш футбол,  предлагаю попробовать противопоставить то, что на сегодня есть у нас, российских тренеров в этом разделе футбольной игры. Не важно, ваша методика или понравившаяся Вам, но обязательно рассийская или стран СНГ, которую, на Ваш взгляд, можно занести в актив нашей футбольной методической мысли.
Для начала обсуждения рискну вынести на  обсуждение футбольных специалистов (и теоретиков и практиков) свою методическую разработку  "Методика постановки игры в рамках "тактики быстрых взаимодействий" в футболе."
Учитывая объем материала, не позволяющий ее размещения здесь на форуме, предлагаю воспользоваться ссылкой:

http://www.slivka.spb.ru/page11_1_69.html

Надеюсь, что нам всем хотя бы есть, что сказать, даже если мы не можем этого сделать.
   
Записан
dongax
КМС
*****

Карма 41
Offline Offline

Сообщений: 986


Просмотр профиля
« Ответ #1 : 15 Январь 2013, 00:58:25 »

Учитывая очевидную слабость этого аспекта нашего футбола, выражающуюся в многочисленном десанте тренеров - легионеров, призванных спасать наш футбол,  предлагаю попробовать противопоставить то, что на сегодня есть у нас, российских тренеров в этом разделе футбольной игры. Не важно, ваша методика или понравившаяся Вам, но обязательно рассийская или стран СНГ, которую, на Ваш взгляд, можно занести в актив нашей футбольной методической мысли.
Для начала обсуждения рискну вынести на  обсуждение футбольных специалистов (и теоретиков и практиков) свою методическую разработку  "Методика постановки игры в рамках "тактики быстрых взаимодействий" в футболе."
Учитывая объем материала, не позволяющий ее размещения здесь на форуме, предлагаю воспользоваться ссылкой:

http://www.slivka.spb.ru/page11_1_69.html

Надеюсь, что нам всем хотя бы есть, что сказать, даже если мы не можем этого сделать.
  

идеи конечно толковые, но слишком много теории а упражнений мало, ни наглядных схем, ни конспектов ни видео, не понятно как это всё расшифровывать и додумывать. Методика это я так понимаю набор многочисленных упражнений, в наглядном доступном виде, ещё лучше с видеосодержанием, чтоб один раз увидев в эталонном виде, попытаться повторить на тренировке, дать тем самым толчок к анализу, критике, устранения недостатков и поиску новых решений.
« Последнее редактирование: 15 Январь 2013, 01:07:05 от dongax » Записан
pashtet
Международный мастер
*******

Карма 61
Offline Offline

Сообщений: 2608


Просмотр профиля Email
« Ответ #2 : 15 Январь 2013, 07:23:33 »

Учитывая очевидную слабость этого аспекта нашего футбола, выражающуюся в многочисленном десанте тренеров - легионеров, призванных спасать наш футбол,  предлагаю попробовать противопоставить то, что на сегодня есть у нас, российских тренеров в этом разделе футбольной игры. Не важно, ваша методика или понравившаяся Вам, но обязательно рассийская или стран СНГ, которую, на Ваш взгляд, можно занести в актив нашей футбольной методической мысли.
Для начала обсуждения рискну вынести на  обсуждение футбольных специалистов (и теоретиков и практиков) свою методическую разработку  "Методика постановки игры в рамках "тактики быстрых взаимодействий" в футболе."
Учитывая объем материала, не позволяющий ее размещения здесь на форуме, предлагаю воспользоваться ссылкой:

http://www.slivka.spb.ru/page11_1_69.html

Надеюсь, что нам всем хотя бы есть, что сказать, даже если мы не можем этого сделать.
  

идеи конечно толковые, но слишком много теории а упражнений мало, ни наглядных схем, ни конспектов ни видео, не понятно как это всё расшифровывать и додумывать. Методика это я так понимаю набор многочисленных упражнений, в наглядном доступном виде, ещё лучше с видеосодержанием, чтоб один раз увидев в эталонном виде, попытаться повторить на тренировке, дать тем самым толчок к анализу, критике, устранения недостатков и поиску новых решений.

Вот интересно, как Вы говорите все это для возраста 14-15 лет, а для тех кому только 9-10 это не подходит из-за чего?
Чем тогда заниматься в 9-10 лет?
Да, и не хватает схем это точно.
Записан
Белорус
Мастер
******

Карма 142
Offline Offline

Сообщений: 1232


Просмотр профиля
« Ответ #3 : 15 Январь 2013, 11:14:13 »

Игорь Евгеньевич, есть вопросики.
Вы писали
Я начинал работать над приемами взаимодействия с 8-милетнего возраста в ДЮСШ и потерпел неудачу – это очень рано.
Можете расшифровать фразу "потерпел неудачу", что имеется ввиду конкретно? Может просто не хватило времени дождаться результатов? Или как?

Вы видели как играют детские команды Барселоны? Им с детства прививают стиль взрослой. Насколько я понимаю их действия полностью подходят под вашу "тактику быстрых взаимодействий". Как прокомментируете их раннее обучение? Или более талантливых можно учить и пораньше таком у футболу?
Записан
bald
КМС
*****

Карма 87
Offline Offline

Сообщений: 980



Просмотр профиля
« Ответ #4 : 15 Январь 2013, 14:42:40 »

всё  Улыбка
slivka и dongax, считаю - продали  Смеющийся
можете смело открывать в тандеме собственную частную школу подготовки начинающих футболистов
Записан

родитель
к футболу отношения не имею
каждая реплика - манипуляция в интересах моего ребенка
dongax
КМС
*****

Карма 41
Offline Offline

Сообщений: 986


Просмотр профиля
« Ответ #5 : 15 Январь 2013, 15:28:55 »

всё  Улыбка
slivka и dongax, считаю - продали  Смеющийся
можете смело открывать в тандеме собственную частную школу подготовки начинающих футболистов

да там чё то схожее в идеях есть, но по содержанию врядли, мне пока и на своём месте не плохо  Смеющийся
Записан
vinni
КМС
*****

Карма 235
Offline Offline

Сообщений: 558


Просмотр профиля Email
« Ответ #6 : 15 Январь 2013, 21:38:55 »

Идея понятна. Призвана улучшить командное взаимодействие за счет коротких и средних передач.
С начала я тоже подумал, что она для детей старше 13 лет, но потом подумал(странно, обычно я два раза одну и ту же мысль думать не умею), что ее можно адаптировать и под более младший, главное чтобы прослеживалась динамика обучения.(Знаете, это как в обучении общей выносливости. Бег начинают не превышая пульса 120 ЧСС минут 15-20. Если пульс во время бега превышает норму, переходят на шаг, восстановился , дальше бегут. Постепенно человек начинает выдерживать непрерывный бег 15-20 мин. на этом пульсе, дальше время бега увеличивается по той же схеме на минуту ,доводя его до часа-двух. Спокойно выдерживая бег более 40 мин на пульсе в 120, начинаем увеличивать скорость. Так мы развиваем общую  выносливость.)
 Правильно, в Барселоне с младых ногтей детей приучают к определенному стилю игры им важнее подготовить игрока в главную команду, чем думать о развитии Испанского футбола, Испании очень повезло, что на данном отрезке истории у них есть такая команда, чей стиль и уровень игры позволяет доминировать в мире(да и стиль большинства Испанских команд близок к Барселоновской).
Какая команда у нас в России сохранила свой стиль? Раньше с первого взгляда было видно, даже у детей, какие команды на поле, не ошибешься. Сейчас, поменяйся майками, хрен, редьки не слаще.
Везде где я читал, в мозг вдалбливался один тезис: работа с мячом, работа с мячом.
Нужна еще теория правильного перемещения: в 1-й зоне; 2-й;3-й; в центре; на фланге и т.д.
Самая лучшая импровизация- это заготовленная.
Была у меня одна история:
100 лет назад, при покореньи Крыма. Нас молодых, не помню, человек 5-6, еще играющих в Первенстве Москвы, стали привлекать к тренировкам команды мастеров. На самой первой тренировке.
Нас предупреждали: главное выдержать разминку. Ладно, сдюжили, начали играть в подвижный квадрат.
Тут мы и припухли, нас рылом возят, просто жуть, первая серия, вторая. Мы уже начали посматривать на деревья, где повеситься. Собрались вместе, благо была пауза на удары по воротам. Провели мозговой штурм, чем смогли, сделали заключение, что «старички» разбежались по ширине, оставили двух в центре и ловят нас как собачек. Решили поступить так же, при отборе разбегаемся, назначили кто куда, при потере плотнее к оппоненту, мы моложе, порезвее, выбить контроль и разбежаться и с мячом понадежнее, не паниковать. В следующей серии мы так отвозили «стариков», что после квадрата они как снопы рухнули, а у нас еще кураж пошел, усталость ушла.
Мой тренер нас учил: Вот представьте себе, что вы попали в команду и еще не знаете: в каком стиле они играют, по каким схемам. Что вы будете делать, если вас сразу в бой. Куда будете бежать? Кому сдаваться?
Все, отвечал он, очень просто:
-Если мяч у вашей команды, бежим на свободное место и открываемся между соперниками.
-Если мяч у соперника, контролируйте зону между партнерами и не давайте в этом треугольнике сопернику получить мяч.
-Владея мячом, доводите его до партнеров, не выдумывайте, играйте надежно. Когда освоитесь будете фантазировать.
Записан
gosha
Gosha62@gmail.com
Администратор
Заслуженный мастер
*****

Карма 503
Offline Offline

Пол: Мужской
Сообщений: 24413



Просмотр профиля Email
« Ответ #7 : 15 Январь 2013, 21:49:08 »

Идея понятна. Призвана улучшить командное взаимодействие за счет коротких и средних передач.
С начала я тоже подумал, что она для детей старше 13 лет, но потом подумал(странно, обычно я два раза одну и ту же мысль думать не умею), что ее можно адаптировать и под более младший, главное чтобы прослеживалась динамика обучения.(Знаете, это как в обучении общей выносливости. Бег начинают не превышая пульса 120 ЧСС минут 15-20. Если пульс во время бега превышает норму, переходят на шаг, восстановился , дальше бегут. Постепенно человек начинает выдерживать непрерывный бег 15-20 мин. на этом пульсе, дальше время бега увеличивается по той же схеме на минуту ,доводя его до часа-двух. Спокойно выдерживая бег более 40 мин на пульсе в 120, начинаем увеличивать скорость. Так мы развиваем общую  выносливость.)
Общая выносливость это некая аброкадабра ни о чём.
Во первых бег детей на пульсе 120 практически невозможен,а во вторых,что хотите развивать ?
Записан

Пессимист на кладбище видит только
кресты,а оптимист - одни плюсы!
slivka
3 разряд
**

Карма 7
Offline Offline

Пол: Мужской
Сообщений: 114


Просмотр профиля Email
« Ответ #8 : 16 Январь 2013, 00:31:45 »

идеи конечно толковые, но слишком много теории а упражнений мало, ни наглядных схем, ни конспектов ни видео, не понятно как это всё расшифровывать и додумывать. Методика это я так понимаю набор многочисленных упражнений, в наглядном доступном виде, ещё лучше с видеосодержанием, чтоб один раз увидев в эталонном виде, попытаться повторить на тренировке, дать тем самым толчок к анализу, критике, устранения недостатков и поиску новых решений.
[/quote]

Это хороший вопрос- что такое "методика"? Надо договариваться о терминологии. На мой взгляд, методика все же не набор упражнений, а то, как они выполняются, для чего выполняются, какую цель преследуют. Мне кажется, что одно и то же упражнение может иметь множество методических направленностей и решать абсолютно разные задачи - от приносящих вред до приносящих пользу. 
Записан
slivka
3 разряд
**

Карма 7
Offline Offline

Пол: Мужской
Сообщений: 114


Просмотр профиля Email
« Ответ #9 : 16 Январь 2013, 01:00:35 »

Игорь Евгеньевич, есть вопросики.
Вы писали
Я начинал работать над приемами взаимодействия с 8-милетнего возраста в ДЮСШ и потерпел неудачу – это очень рано.
Можете расшифровать фразу "потерпел неудачу", что имеется ввиду конкретно? Может просто не хватило времени дождаться результатов? Или как?

Вы видели как играют детские команды Барселоны? Им с детства прививают стиль взрослой. Насколько я понимаю их действия полностью подходят под вашу "тактику быстрых взаимодействий". Как прокомментируете их раннее обучение? Или более талантливых можно учить и пораньше таком у футболу?
На Ваш вопрос возможны разные ответы.
1.Действительно, возможно контингент был не достаточного уровня (в Барселоне он , возможно должного уровня). Отбор с территории 200- 250 тысяч населения
2. Я сразу же начал форсированно внедрять приемы группового взаимодействия в мозги мальчишек, которые еще не имели потребности этим заниматься-им вполне хватало уровня индивидуальной обводки, простых ударов и элементарной радости касания мяча. Отсутствовала осознанная необходимость в освоении этих приемов
3. Я просто не знаю  ответа, но факт могу констатировать - это дало плохой результат. И в то же время интернатская группа (15-16) и группа городского уровня, с которой я начал работать с 13 лет, дали гораздо лучший результат.
И еще. Я думаю, что мы заблуждаемся, когда говорим, что детям в Барселоне прививают стиль взрослой команды. Им просто не мешают, а помогают  развивать детский стиль игры в футбол, главным в котором является радость от процесса игры, а взрослая команда просто является вершиной, совершенством этой игры. Т.Е. следствием, а не причиной, как мы это считаем.
Записан
slivka
3 разряд
**

Карма 7
Offline Offline

Пол: Мужской
Сообщений: 114


Просмотр профиля Email
« Ответ #10 : 16 Январь 2013, 01:55:22 »

 

идеи конечно толковые, но слишком много теории а упражнений мало, ни наглядных схем, ни конспектов ни видео, не понятно как это всё расшифровывать и додумывать. Методика это я так понимаю набор многочисленных упражнений, в наглядном доступном виде, ещё лучше с видеосодержанием, чтоб один раз увидев в эталонном виде, попытаться повторить на тренировке, дать тем самым толчок к анализу, критике, устранения недостатков и поиску новых решений.

Вот интересно, как Вы говорите все это для возраста 14-15 лет, а для тех кому только 9-10 это не подходит из-за чего?
Чем тогда заниматься в 9-10 лет?
Да, и не хватает схем это точно.
Во многом согласен. Что касается возрастных ограничений, то это мои личные наблюдения и неудачи-удачи. Думаю, что каждый может пробовать, все мы разные по уровню педагогического мастерства и возможностям, не говоря уже об условиях и обстановке.С удовольствием приму предложения и конкретные вопросы по улучшению удобоваримости и восприятия этого методического (будем так называть сей опус) материала.   
Записан
Den
КМС
*****

Карма 74
Offline Offline

Сообщений: 866



Просмотр профиля WWW Email
« Ответ #11 : 16 Январь 2013, 11:27:05 »

Поставил Винни плюсик.
Все, отвечал он, очень просто:
-Если мяч у вашей команды, бежим на свободное место и открываемся между соперниками.
-Если мяч у соперника, контролируйте зону между партнерами и не давайте в этом треугольнике сопернику получить мяч.
-Владея мячом, доводите его до партнеров, не выдумывайте, играйте надежно. Когда освоитесь будете фантазировать.

До сих пор актуально!!! )))))
Записан
slivka
3 разряд
**

Карма 7
Offline Offline

Пол: Мужской
Сообщений: 114


Просмотр профиля Email
« Ответ #12 : 17 Январь 2013, 23:45:36 »

А чт вы думаете о такой методике подачи теоретического материала?

ОБУЧЕНИЕ ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ ГРУППОВЫМ ТАКТИЧЕСКИМ ДЕЙСТВИЯМ НА ОСНОВЕ ПРИМЕНЕНИЯ ИНТЕРАКТИВНОГО ТРЕНАЖЕРНОГО КОМПЛЕКСА
Драндров Г. Л.
Чувашский государственный педагогический университет и. И. Я. Яковлева,
Чебоксары, Россия
Афоньшин В. Е., Роженцов В. В., Полевщиков М. М.
Марийский государственный университет
Йошкар-Ола, Россия

Экстремальность условий соревновательной борьбы в современном футболе обусловлена большим разнообразием и динамичностью игровых ситуаций, трудностью их восприятия и распознавания, недостаточностью информации для принятия решений, пространственно-временными ограничениями игровых действий, необходимостью согласования индивидуальных действий при решении групповых задач. Поэтому ученые и специалисты считают, что решающее значение в футболе приобретает рациональная организация деятельности игроков и команды в целом, более совершенная тактика (А. Вайтерс, 1968; А. Чанади, 1981; Ваксес Леонард. 1983; Г. М. Гаджиев, 1984; Л. Качани, 1984; Г. Д. Качалин, 1986; А. В. Петухов, 1990; А. П. Золотарев, 1993; Р. Хюсси, 1997 и др.),
Выдающийся отечественный тренер В. В. Лобановский (1989) писал по этому поводу: «Самое пристальное внимание тренеры должны сосредоточить на тактике. Именно в ней скрыты те дополнительные резервы, которые позволяют усилить игровую мощь, поднять класс. В самом деле, многие команды добились отменных достижений в физической подготовке, заметно выросло техническое умение, постигаются - когда успешно, когда нет - тайны психологической настройки, волевой закалки, а вот тактическая бедность и однообразие набили оскомину» (с. 149).
Одной из причин сложившейся ситуации является недостаточная эффективность обучения юных футболистов тактике футбола. В сложившейся ситуации одним из приоритетных направлений совершенствования спортивного мастерства юных футболистов должно выступать обучение групповым тактическим действиям.
В каждом игровом действии футболиста условно выделяются две взаимосвязанные стороны: внешняя – способ решения двигательной задачи с определенной двигательной структурой (техника) и внутренняя – психические процессы, связанные с выбором способа разрешения игровой ситуации (тактика).
Передача мяча как групповое тактическое действие является главным тактическим элементом игры в футбол. Необходимыми условиями согласования действий игроков при осуществлении передач является адекватность понимания сложившейся игровой ситуации.
В соревновательной деятельности  в футболе наблюдается определенная повторяемость игровых ситуаций, обладающих общими для них признаками. Поэтому необходимым условием формирования у спортсменов способности распознавания и оценивания игровых ситуаций является их классификация с выделением их существенных опознавательных признаков. С учетом этих признаков определяются наиболее эффективные варианты игровых действий.
Игровые ситуации определяются нами как целостные, системно организованные образования, которые:
1) обладают элементным составом (мяч, игроки обеих команд);
2) составляющие ее содержание элементы расположены на футбольном поле и находятся в постоянном движении;
3) расположение и перемещение элементов игровой ситуации взаимосвязаны и взаимообусловлены;
4) системообразующим фактором, определяющим расположение и перемещение элементов игровой ситуации, выступают цели нападения и защиты.
Атакующая игровая ситуация представляет собой сложившееся в конкретный момент игрового времени расположение игрока, владеющего мячом, его партнеров и соперников, перемещающихся в определенном направлении и определенной скоростью и перемещающих мяч с целью создания, сохранения и реализации численного преимущества в той зоне, где находится мяч.
Индивидуальными технико-тактическими действиями являются технические приемы, выполняемые игроком для улучшения игровой ситуации в нападении и в защите. Индивидуальными технико-тактическими действиями с мячом являются удар (по воротам, в направлении партнера), ведение, обводка, отбор, перехват, выбор позиции, действиями без мяча – открывание и закрывание.
Групповое тактическое действие представляет собой целостное системно-организованное действие, включающее в свое содержание в качестве своих элементов согласованные индивидуальные технико-тактические действия группы игроков, направленное на улучшение игровой ситуации.
Групповым тактическим действием в нападении, выполняемым с мячом, является передача мяча, включающая в свое содержание согласованные индивидуальные технико-тактические действия двух игроков: удар по мячу в направлении партнера и открывание (выбор позиции) для приема мяча. Групповым тактическим действием без мяча в нападении является групповой маневр, включающий согласованные перемещения группы игроков
Передача мяча будет успешной, если входящие в его содержание индивидуальные технико-тактические действия (удар по мячу и открывание) будут согласованными по времени, пространству, скорости, и скрытными (неожиданными) для соперников.
При осуществлении передачи мяча роль ситуативного лидера принадлежит игроку без мяча: его перемещение выступает для игрока, владеющего мячом в качестве признака согласования, показывающего когда, куда и с какой силой следует выполнить удар по мячу, чтобы он дошел до адресата. Другим признаком согласования выступают действия игрока с мячом, информирующие его партнера о готовности к удару по мячу в определенном направлении.
Тактическая комбинация представляет собой последовательность согласованных между собой групповых тактических действий (передач мяча и группового маневра), направленную на улучшение игровой ситуации.
Выделяются подготовительные и атакующие тактические комбинации. Системообразующим фактором, объединяющим групповые тактические действия в атакующую тактическую комбинацию, выступают ее цель: создание численного преимущества в зоне мяча. Существенная роль в этих комбинациях принадлежит передаче мяча на ход, которая характеризуется соблюдением трех условий: футболист, которому направлен мяч, находится в движении; в момент приема мяча перед ним имеется свободное пространство; после приема мяча движение выполняется в направлении ворот.
Игровая ситуация «2 на 2» рассматривается нами как исходная «клеточка», из которой рождаются все варианты игровых ситуаций, обусловленных расположением и передвижением мяча и игроков обеих команд. В соответствии с этим исходной «клеточкой» тактики футбола является взаимодействие двух атакующих игроков против двух обороняющихся. Изменение данной игровой ситуации осуществляется через перемещение мяча и передвижение всех 4 игроков.
Общей целью действий атакующих игроков в игровой ситуации «2 на 2» является создание численного преимущества, т.е. превращение ее в ситуацию «2 на 1». Наиболее общими элементами игровой ситуации «2 на 2» являются:
1) позиция защитника (А1) по отношению к игроку с мячом (Б1). Здесь возможны два варианта:
а) защитник располагается ближе к бровке по отношению к линии, соединяющей мяч и центр своих ворот;
б) защитник располагается ближе к центру поля.
2) позиция защитника (А2) по отношению к игроку без мяча (Б2). Здесь возможны также два варианта:
а) защитник располагается близко с атакующим игроком Б2; 
б) защитник располагается на расстоянии. Во втором случае он может занимать две позиции:; ближе к бровке по отношению к линии, соединяющей атакующего игрока Б2 и центр своих ворот; ближе к центру от этой линии.
С учетом качественного своеобразия элементов игровой ситуации «2 на 2» в момент передачи мяча выделяются 7 возможных типовых игровых ситуаций и соответствующих им тактических комбинаций, создающих  численное преимущество в зоне мяча.
1 ситуация – нет диагональной страховки; комбинация «передача на ход за спину чужому защитнику»;
2 ситуация – оба защитника располагаются ближе к центру, чем нападающие; комбинация – «стенка с уходом во фланг»;
3 ситуация - оба защитника располагаются ближе к бровке, чем нападающие; комбинация – «стенка с уходом во фланг»;
4 ситуация – защитник, опекающий игрока с мячом, располагается ближе к бровке, другой защитник, опекающий игрока без мяча – ближе к центру; комбинация – «передача – прием мяча с уходом во фланг»;
5 ситуация – защитник, опекающий игрока с мячом, располагается ближе к центру, другой защитник, опекающий игрока без мяча – ближе к бровке; комбинация – «передача – прием мяча с уходом в центр»;
6 ситуация – защитник, опекающий игрока с мячом, располагается ближе к центру, другой защитник, опекающий игрока без мяча – ближе к бровке; комбинация – «передача на ход вдоль бровки за спину своему защитнику»;
7 ситуация  – защитник, опекающий игрока с мячом, располагается ближе к бровке, другой защитник, опекающий игрока без мяча – ближе к бровке; комбинация – «скрещивание» с уходом игрока, владеющего мячом в центр, в зону, освобождаемую партнером.
Ориентация на знания общих и частных элементов 7 выделенных нами типичных игровых ситуаций «2 х 2» и соответствующих им вариантов тактических комбинаций, направленных на создание численного преимущества, позволяет футболистам быстро, точно и одинаково «распознавать» возникающие в процессе игры разнообразные игровые ситуации и принимать одинаковые решения о реализации адекватных им тактических комбинаций.
Быстрота обеспечивается игнорированием «избыточной информации» и сосредоточением внимания на тех элементах игровых ситуаций, которые являются существенными для них, определяют их качественное своеобразие. Это значимо для футбола, игровые ситуации в котором меняются в доли секунды.
Точность обеспечивается полнотой учета при «распознавании» игровых ситуаций всех элементов, которые отличают одну ситуацию от другой.
Согласованность в «распознавании» игровых ситуаций обусловлена ориентацией футболистов на одни и те же элементы, составляющие в совокупности ориентировочную основу групповых тактических действий.
Нами для развития тактических способностей юных футболистов разработан комплекс игровых упражнений, распределенных на 4 группы с учетом тактической сложности решаемых в процессе их выполнения игровых задач:
1) упражнения для овладения передачей мяча как групповым тактическим действием через совершенствование и согласование входящих в его содержание индивидуальных технико-тактических действий  – удара по мячу и открывания;
2) упражнения для совершенствования передачи мяча в рамках выделенных нами типовых тактических комбинаций;
3) игровые упражнения «2 на 1» с применением передач, как групповых тактических действий в рамках выделенных нами  типичных тактических комбинаций;
4) игровые упражнения «2 на 2» с применением передач, как групповых тактических действий в рамках выделенных нами  типичных тактических комбинаций.
Для развития тактических способностей в рамках этих игровых упражнений нами на основе современных систем визуализации различных светодинамических образов с использованием вычислительной техники создан интерактивный тренажерный комплекс.
На сервере формируют компьютерные модели игрового поля, виртуальных игроков на поле, виртуального мяча и передает их видеоизображение в компьютер тренера. Тренер путем ввода команд управления задает первоначальное положение виртуальных игроков и виртуального мяча на игровом поле.
Игроки заданного состава команд устанавливают соединение своего компьютера с сервером и осуществляют на сервере авторизацию. При положительном результате авторизации всех игроков нападающей и защищающейся команд сервер передает в компьютеры игроков видеоизображение первоначального положения виртуальных игроков и виртуального мяча на игровом поле и разрешает перемещение виртуальных игроков по игровому полю и их действия с виртуальным мячом.
В ходе игры игроки перемещают свои виртуальные образы по игровому полю путем ввода команд управления перемещениями и воздействуют на виртуальный мяч. Все перемещения виртуальных игроков и их действия с виртуальным мячом с компьютеров игроков передают на сервер, который обрабатывает поступающую видеоинформацию, и посылает игрокам и тренеру обновленное видеоизображение о положении виртуальных игроков и виртуального мяча на игровом поле.
Игроки нападающей команды стремятся доставить виртуальный мяч в зону поражения или поразить ворота защищающейся команды.
Игрок команды, владеющий виртуальным мячом, перемещает свой виртуальный образ с виртуальным мячом в свободную зону или посылает виртуальный мяч игроку своей команды.
Игроки защищающейся команды перемещают свои виртуальные образы по игровому полю, стремясь овладеть виртуальным мячом или препятствовать попаданию виртуального мяча в зону поражения или в защищаемые ворота.
Данный комплекс позволяет оптическим способом моделировать различные варианты игровых ситуаций «2 на 2» и создавать многовариантные тактические задания. Компьютерная программа данного комплекса может задавать 7 возможных вариантов действий пары защищающихся футболистов. Пара атакующих игроков тренируется в распознавании моделируемых игровых ситуаций и принятии адекватных их содержанию групповых тактических решений.
В футболе тактические действия выполняются в чрезвычайно вариативных условиях, что превращает их выполнение в каждой игровой ситуации в относительно новую тактическую задачу, требующую творческого подхода к ее решению. Это обеспечивается через  формирование ориентировочной основы третьего типа (по П. Я. Гальперину), в котором на первый план выходит обучение не столько способу действия в конкретной ситуации, сколько анализу игровой ситуации , выделению в ее содержании  общих и частных элементов и определению адекватных способов тактических действий. Это обусловливает широкий диапазон творческого применения тактических действий с учетом конкретных условий игровой ситуации.
Поэтому формирование знаний обобщенной ориентировочной основы групповых тактических действий и тактических комбинаций с применением интерактивного тренажерного комплекса осуществляется с применением:
•   методов проблемного обучения: футболисты с помощью наводящих проблемных вопросов тренера открывают и усваивают знания о существенных признаках типовых игровых ситуаций и адекватных им тактических комбинациях;
•   приема графического моделирования типовых игровых ситуаций и действий футболистов при розыгрыше соответствующих их содержанию тактических комбинаций;
•   вербализации (проговаривания вначале в громкой, а затем во внутренней речи) в виде слов (лаконичных терминов) существенных признаков воспринимаемых игровых ситуаций и осуществляемых групповых тактических действий и тактических комбинаций.
Распознавание игровых ситуаций и выбор адекватных их содержанию групповых тактических действий и комбинаций не является для футболистов сложной умственной задачей. Трудности возникают при решении этих задач в условиях игровой деятельности, когда игровые ситуации изменяются очень быстро. Поэтому формирование и успешное функционирование ориентировочной основы больше зависит от развития тактических способностей, относящихся к фазе восприятия игровой ситуации и умственного решения тактической задачи.
Развитие этих способностей осуществляется через выполнение разработанных нами упражнений с постепенным повышением требований к быстроте и точности восприятия игровых ситуаций, выбора и принятия решения. Для этого применяются два методических приемов: 1) постепенно повышение скорости перемещения атакующих игроков и защитников, приводящее к повышению скорости развития игровой ситуации в целом; 2) регулирование сопротивления защитников со стороны тренера с постепенным повышением количества альтернативных решений тактической задачи. 
С помощью компьютерной программы можно регулировать как скорость развития игровой ситуации (скорость перемещения игроков и мяча), так и степень активности защитников. По мере развития тактических способностей, связанных с распознаванием игровых ситуаций и выбором соответствующих решений, осуществляется постепенный переход от группы простых упражнений к упражнениям игрового характера.
Применение интерактивного тренажерного комплекса способствует:
•   вооружению юных футболистов знаниями о типичных игровых ситуациях и способах решения задачи создания численного преимущества (групповых тактических действиях и тактических комбинациях);
•   развитию тактических способностей, проявляющихся в быстроте и точности восприятия и распознавания игровых ситуаций, быстроте и точности выбора способа решения тактической задачи из арсенала разученных тактических комбинаций;
•   к повышению согласованности индивидуальных тактических действий на основе одинакового видения и понимания воспринимаемых игровых ситуаций и  способов решения обусловленных их содержанием групповых тактических задач.
 
Записан
lariychuk
Заслуженный мастер
*******

Карма 134
Offline Offline

Сообщений: 4664


Просмотр профиля Email
« Ответ #13 : 18 Январь 2013, 12:52:01 »

Атакующая игровая ситуация представляет собой сложившееся в конкретный момент игрового времени расположение игрока, владеющего мячом, его партнеров и соперников, перемещающихся в определенном направлении и определенной скоростью и перемещающих мяч с целью создания, сохранения и реализации численного преимущества в той зоне, где находится мяч.

а мне казалось целью атаки создать пустую зону для игрока ,атакующего ворота,зачем создавать численный перевес в зоне,где мяч? Чтобы там играть в короткий пас?целесообразней переводить мяч в пустые зоны, это эащитникам надо иметь плюс 1-2 игрока в зоне мяча.
« Последнее редактирование: 18 Январь 2013, 13:41:34 от lariychuk » Записан
slivka
3 разряд
**

Карма 7
Offline Offline

Пол: Мужской
Сообщений: 114


Просмотр профиля Email
« Ответ #14 : 18 Январь 2013, 15:19:05 »

Атакующая игровая ситуация представляет собой сложившееся в конкретный момент игрового времени расположение игрока, владеющего мячом, его партнеров и соперников, перемещающихся в определенном направлении и определенной скоростью и перемещающих мяч с целью создания, сохранения и реализации численного преимущества в той зоне, где находится мяч.

а мне казалось целью атаки создать пустую зону для игрока ,атакующего ворота,зачем создавать численный перевес в зоне,где мяч? Чтобы там играть в короткий пас?целесообразней переводить мяч в пустые зоны, это эащитникам надо иметь плюс 1-2 игрока в зоне мяча.
Представим себе, что зоны все закрыты защитниками (изначальная позиция). Что необходимо делать нападающим, чтобы "создать пустую зону"?
Записан
Страниц: [1] 2 3 ... 7 Печать 
« предыдущая тема следующая тема »
Перейти в:  


Войти

Powered by MySQL Powered by PHP Powered by SMF 1.1.21 | SMF © 2006-2008, Simple Machines Valid XHTML 1.0! Valid CSS!
Страница сгенерирована за 0.052 секунд. Запросов: 20.