Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
30 Май 2024, 18:29:05
  31      31

перейти на сайт 3 ЛИГА

Начало Помощь Поиск Календарь Войти Регистрация

+  футбольный форум сайта 3-Liga.ru
|-+  основные разделы форума
| |-+  Родительский комитет
| | |-+  Мотивация в спорте
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему. « предыдущая тема следующая тема »
Страниц: [1] 2 3 ... 7 Печать
Автор Тема: Мотивация в спорте  (Прочитано 39374 раз)
Любопыт
Заслуженный мастер
*******

Карма 174
Offline Offline

Сообщений: 4889


No good deed goes unpunished


Просмотр профиля Email
« : 03 Август 2009, 17:03:54 »

Влияние успеха и неудачи.
Значительное влияние на силу и устойчивость мотивов оказывает успешность деятельности человека. Успехи воодушевляют его, а постоянно возникающее удовлетворение от достигнутого результата приводит к удовлетворенности родом занятий, т. е. к стойкому положительному отношению к своей деятельности. Неудачи приводят к возникновению состояния фрустрации, которое может иметь два исхода в плане влияния на силу и устойчивость мотива. В одном случае неудачи, повторяющиеся неоднократно, вызывают у человека желание оставить эту деятельность, так как он полагает, что мало способен к ней. Эта интропунитивная форма фрустрации, направленная на самого себя (самообвинение), может привести к свертыванию целей деятельности, замещению их более простыми, доступными, или только к мысленному их достижению, или вообще к отказу от них.
В другом случае при экстрапунитивной форме реагирования на неудачи у человека возникает агрессивная реакция, направленная на внешние объекты, сопровождающаяся досадой, озлобленностью, упрямством, стремлением добиться намеченного во что бы то ни стало, даже вопреки реальным возможностям. При этом неудача рассматривается как случайность из-за сложившихся внешних обстоятельств. В результате мотив усиливается, но действия, предпринимаемые человеком под его влиянием, часто носят импульсивный и иррациональный характер: они продолжают осуществляться даже тогда, когда уже не целесообразны.
Однако и регулярно повторяющиеся успехи таят в себе определенную опасность, к роли успешного (преуспевающего) в каком-либо деле некоторые люди быстро привыкают. У них вырабатывается неумеренно завышенная самооценка, появляются самоуспокоенность, пренебрежение к коллегам или соперникам. Это свидетельствует о появлении у таких субъектов «звездной болезни» и приводит к снижению силы мотива — зачем стараться, если и так все получается.
Чем больше выражена «звездная болезнь», переоценка своих возможностей, тем более сильным будет внутренний конфликт в случае неудачи. Именно у таких людей порог фрустрации оказывается сниженным. Поэтому педагогам в воспитательных целях следует иногда создавать такие условия, чтобы ученик помимо успехов испытывал и неудачи. Для этого можно давать более трудные задания, к которым еще не готов,; страивать соревнования с более сильными соперниками, искусстве но занижать достигнутые результаты и значимость успеха (т. е. использовать более жесткие критерии оценки) и т. д.
Оценка успеха или неудачи самим человеком всегда субъективна. Она определяется имеющимся у человека уровнем притязаний, сравнением своего достижения с достижениями других и т. п. Поэтому то, что для одного человека является успехом, другим будет расценено как неудача. Так, победителем многих соревнований или конкурсов второе или третье место в каком-то состязании будет расцениваться как неудача, а для дебютанта того же состязания это означало бы громадный успех, тем более, если он на него не рассчитывал. Кроме того, важно учитывать, какой результат — количественный или качественный — является для человека важнее. Например, спортсмен на Олимпийских играх побил мировой рекорд, но расценивает свое выступление как неудачное, потому что не стал олимпийским чемпионом, и в какой-то степени он прав: рекорды можно устанавливать на многих соревнованиях, а олимпийским чемпионом становятся, как правило, раз в жизни.
По Ф. Хоппе (1930), переживание успеха—неуспеха возникает только в тех случаях, когда человек связывает их со своим усердием, способностями, т. е. при¬писывает себе достигнутый результат («внутреннее приписывание»). «Приписывания» нет при легких и трудных заданиях или при выполнении незнакомого задания, в отношении которого еще не сформировалась субъективная шкала трудно¬сти, когда успехи и неуспехи единичны, не приводят к изменению уровня притязаний и расцениваются как случайные, зависящие от ситуации или других людей («внешнее приписывание»). Отсюда, кстати, возникло и дифференциально-личностное направление в психологии — изучение локуса контроля: внешнего, если человек считает свое поведение результатом действия факторов и сил, лежа¬щих за пределами его власти и контроля (судьба, счастливый случай, действия других людей и т. д.), и внутреннего, когда человек полагает, что его поведение определяется им самим.
МОТИВАЦИЯ И МОТИВЫ Ильин Е.П. 2006
Записан
Comsorg
1 разряд
****

Карма 6
Offline Offline

Сообщений: 311



Просмотр профиля Email
« Ответ #1 : 03 Август 2009, 21:53:15 »

Однако и регулярно повторяющиеся успехи таят в себе определенную опасность, к роли успешного (преуспевающего) в каком-либо деле некоторые люди быстро привыкают. У них вырабатывается неумеренно завышенная самооценка, появляются самоуспокоенность, пренебрежение к коллегам или соперникам. Это свидетельствует о появлении у таких субъектов «звездной болезни» и приводит к снижению силы мотива — зачем стараться, если и так все получается.
Чем больше выражена «звездная болезнь», переоценка своих возможностей, тем более сильным будет внутренний конфликт в случае неудачи. Именно у таких людей порог фрустрации оказывается сниженным. Поэтому педагогам в воспитательных целях следует иногда создавать такие условия, чтобы ученик помимо успехов испытывал и неудачи. Для этого можно давать более трудные задания, к которым еще не готов,; страивать соревнования с более сильными соперниками, искусстве но занижать достигнутые результаты и значимость успеха (т. е. использовать более жесткие критерии оценки) и т. д.
Вернемся к обсуждению поднятой нами темы про частые победы и влиянии их на мотивацию, на примере нашей команды. Так вот, не знаю читал ли наш тренер Ильина Е.П. или опыт ему подсказывает. Но он действительно "искусственно занижает достигнутые результаты". То есть, не делает из этого великого события. И именно это транслирует своим подопечным. Тренер дает всем своим видом понять, что это всего лишь промежуточный результат. И не давая разыграться эйфории от успеха, ставит новые задачи. Конечно, "звездочек" некоторые хватают. Но как то быстро он умеет пресечь такие моменты и спустить на землю зарвавшегося парня. Ну и, конечно, ребята здесь все понимают, что конечная цель еще очень далека. И поэтому не довольствуются локальными победами. Так что, действительно, многое тут (в детско-юношеском футболе) в руках тренера. Я так думаю.
Записан

Прошлое и настоящее - наши средства, только будущее - наша цель.               Блез Паскаль
Любопыт
Заслуженный мастер
*******

Карма 174
Offline Offline

Сообщений: 4889


No good deed goes unpunished


Просмотр профиля Email
« Ответ #2 : 03 Август 2009, 22:18:59 »

Если ни сказать, что почти все!
Записан
Comsorg
1 разряд
****

Карма 6
Offline Offline

Сообщений: 311



Просмотр профиля Email
« Ответ #3 : 04 Август 2009, 07:28:20 »

Если ни сказать, что почти все!
По большому счету, да. Особенно ребятам живущим в интернате он и отец родной и мамка с нянькой. Хороший тренер, особенно на заре карьеры футболиста - это очень большое дело. Что он в них заложит в юном возрасте, то на выходе и получится.
Записан

Прошлое и настоящее - наши средства, только будущее - наша цель.               Блез Паскаль
Comsorg
1 разряд
****

Карма 6
Offline Offline

Сообщений: 311



Просмотр профиля Email
« Ответ #4 : 04 Август 2009, 08:53:25 »

Не знаю, будет ли актуальным для всех мой вопрос. Но не могу не задать его. Потому как не каждый день общаешься со спортивными психологами. Меня интересует вопрос мотивации в переходный период. А скорее вероятность потери её в этот сложный отрезок времени формирования личности. Что по этому поводу говорят специалисты?
« Последнее редактирование: 04 Август 2009, 09:01:48 от Comsorg » Записан

Прошлое и настоящее - наши средства, только будущее - наша цель.               Блез Паскаль
Zork
Международный мастер
*******

Карма 65
Offline Offline

Пол: Мужской
Сообщений: 1555


Отец сына


Просмотр профиля
« Ответ #5 : 04 Август 2009, 12:36:51 »

у кого детки подходят к "переходному возрасту" - вопрос очень даже актуален. До этого кинул им мяч (как в анекдоте про "негров"), поставил фишки... и вот уже здорово... а дальше столько соблазнов, столько новых чувств и интересов... по себе помню!
Записан

-- Неужели этим двадцати двум приятным молодым людям
придется бегать по столь обширному полю, терять силы, падать и
толкать друг друга только для того, чтобы иметь возможность
несколько мгновений погонять невзрачный кожаный мячик? (С)
Любопыт
Заслуженный мастер
*******

Карма 174
Offline Offline

Сообщений: 4889


No good deed goes unpunished


Просмотр профиля Email
« Ответ #6 : 04 Август 2009, 21:27:39 »

На днях выложу статью по спортивной мотивации, там ответы на многие вопросы.
Записан
Zork
Международный мастер
*******

Карма 65
Offline Offline

Пол: Мужской
Сообщений: 1555


Отец сына


Просмотр профиля
« Ответ #7 : 04 Август 2009, 22:25:35 »

На днях выложу статью по спортивной мотивации, там ответы на многие вопросы.
спс Смеющийся
Записан

-- Неужели этим двадцати двум приятным молодым людям
придется бегать по столь обширному полю, терять силы, падать и
толкать друг друга только для того, чтобы иметь возможность
несколько мгновений погонять невзрачный кожаный мячик? (С)
Любопыт
Заслуженный мастер
*******

Карма 174
Offline Offline

Сообщений: 4889


No good deed goes unpunished


Просмотр профиля Email
« Ответ #8 : 05 Август 2009, 16:19:48 »

Мотивация спортивной деятельности определяется как внутренними, так и внешними факторами, меняющими свое значение на протяжении спортивной карьеры. Как сказал один известный в нашей стране футболист, в юности никто не приходит в футбол ради благ, напротив, приходят с благими намерениями. Это можно отнести и к другим видам спорта.
На начальном этапе (у новичков, начинающих спортсменов) причинами прихода в спорт (независимо от вида деятельности, т. е. вида спорта) могут быть:
1. Стремление к самосовершенствованию (укрепление здоровья, улучшение телосложения, развитие физических и волевых качеств).
2. Стремление к самовыражению и самоутверждению (желание быть не хуже других, быть похожим на выдающегося спортсмена; стремление к общественному признанию; желание защищать честь коллектива, города, страны, быть привлекательным для противоположного пола).
3. Социальные установки (мода на спорт, стремление сохранить семейные спортивные традиции, желание быть готовым к труду и службе в армии).
4. Удовлетворение духовных и материальных потребностей (стремление чувствовать себя членом референтной спортивной команды или спортивной школы, общаться с товарищами, получать новые впечатления от поездок по городам и странам, желание получить материальные блага).
Каждая из перечисленных причин имеет для конкретного спортсмена большую или меньшую действенность в связи с его ценностными ориентациями. Однако некоторые мотиваторы являются ведущими для большинства спортсменов-новичков: удовольствие, получаемое от занятий спортом, стремление к здоровью и физическому развитию, к общению, к самоактуализации и развитию волевых качеств.
И. Г. Келишев (1977) выделяет мотив внутригрупповой симпатии как начальный мотив занятий спортом. Опросив около 900 спортсменов с большим стажем и высоким уровнем мастерства, он выявил, что на начальном этапе спортивной карьеры этот мотив занимал у них важнейшее место. Сущность его выражается в желании детей и подростков заниматься каким-либо видом спорта ради того, чтобы постоянно находиться в среде своих товарищей и сверстников, т. е. чтобы быть вместе и постоянно вступать в контакты друг с другом. Их удерживает в спортивной секции не столько стремление к высоким результатам и даже не интерес к данному виду спорта, сколько симпатии друг к другу и общая для них потребность в общении.
Дети пытаются предвосхитить свое будущее, не задумываясь о средствах ("стоимости») достижения мечты. Их образы будущего ориентированы на результат (стать знаменитым спортсменом, чемпионом), а не на процесс его достижения. Эта мечтательности ей создает известные трудности при работе с ними, но в то же время может служить мощным стимулом проявления ими высокой активности при занятиях спортом. Задача тренера и состоит в том, чтобы превратить созерцательную мечту ребенка в активную, действенную.
Американский психолог Б. Дж. Кретти (1978) среди мотивов, побуждающих заниматься спортом, выделяет:
- стремление к стрессу и его преодоление; он отмечает, что бороться, чтобы преодолевать препятствия, подвергать себя воздействию стресса, изменять обстоятельства и добиваться успеха — это один из мощных мотивов спортивной деятельности;
-  стремление к совершенству;
- повышение социального статуса;
-  потребность быть членом спортивной команды, группы, частью коллектива;
-  получение материальных поощрений.
Ю. Ю. Палайма (1966) выделил две группы спортсменов, различающихся по доминирующему мотиву. В первой группе, условно названной «коллективистами», доминирующими являются общественные, моральные мотивы. Во второй группе — «индивидуалистов» — ведущую роль играют мотивы самоутверждения, самовыражения личности. Первые лучше выступают в командных, а вторые, наоборот, — в личных соревнованиях.
Общественный мотив характеризуется осознанностью общественной значимости спортивной деятельности; спортсмены с доминированием этого мотива ставят перед собой высокие перспективные цели, они увлечены занятиями спортом. Мотив самоутверждения характеризуется чрезмерной ориентацией спортсменов на оценку своих спортивных результатов.
При психологическом обеспечении спортивной деятельности важно учитывать и тот и другой мотивы. Успешное воспитание спортсмена и достижение им высоких спортивных результатов (или, по крайней мере, большая его самоотдача) возможны только при правильном соотношении общественного и индивидуального мотивов. Пренебрежение одним из них, игнорирование того либо другого мотива одинаково приводит к негативным результатам.
Доминирование мотивов, о чем речь шла выше, подтверждают данные Е. Г. Знаменской (1980): спортсмены со спортивно-деловой мотивацией проявляют большую увлеченность занятиями спортом; спортсмены же, у которых доминирует личностно-престижная мотивация, чрезмерно ориентированы на оценку своих спортивных результатов, проявляя постоянную озабоченность личным самоутверждением. Это приводит к неадекватной самооценке, к эмоциональной неустойчивости в экстремальных условиях соревнований.
Многие авторы связывают спортивные достижения и отношение к занятиям спортом с мотивом достижения. Например, Л. П. Дмитриенкова (1980) показала, что гимнастки, имеющие высокий уровень мотива достижения успеха, имеют хорошо осознанные цели и не только стремятся достичь высоких результатов и утвердиться в роли лидера, но и обладают хорошо развитым чувством долга, ответствен-ности перед тренером и товарищами по команде. Для гимнасток с низкой потребностью достижения успеха, наоборот, характерно отсутствие четко поставленных целей; в связи с этим у них преобладают более опосредованные мотивы занятий спортом: любовь к гимнастике, эстетическое наслаждение, получаемое в процессе занятий и т. д. Л. П. Дмитриенкова делает вывод, что у высококвалифицированных
спортсменов мотив достижения успеха выражен сильнее, чем у спортсменов средней квалификации.
На начальной стадии занятий спортом, в основном у детей, мотивация характеризуется диффузностью интересов к разным его видам. При этом часто выбор вида спорта бывает обусловлен внешними случайными обстоятельствами: подражанием старшему брату, сестре или товарищу, природными условиями, близостью той или иной спортивной базы, показом по телевидению крупных соревнований и т.п. Вследствие этого дети начинают заниматься одним видом спорта, потом, через короткое время, — другим, т. е. «ищут себя», определяют свою склонность и способности методом «проб и ошибок». При этом они стремятся получить хороший результат как можно быстрее, не понимая, что путь к нему долгий и поой тернистый.
Существенно то, что многие приходящие в ту или иную спортивную секцию не могут актуализировать в своем сознании конкретный мотив выбора данного вида спорта (Н. Л. Ильина, 1998; Е. Е. Хвацкая, 1998). Но еще хуже, что эти мотивы не знают тренеры. По данным Н. Л. Ильиной, в большинстве случаев считается, что ребенок стал заниматься спортом потому, что его пригласил тренер. Глубинные причины, почему дети хотят заниматься именно этим видом спорта и почему многие из них вскоре покидают спортивные секции, остаются тренерам неведомыми. Следовательно, они не знают, чем вызвать отклик или, образно говоря, «колебание струны в душе» своих учеников.
Ряд авторов изучали факторы, влияющие на отсев учащихся из детско-юношеских спортивных школ. Важность изучения этого вопроса видна хотя бы из того, что только в течение первого года занятий отсев достигает 80%. В результате не складывается коллектив, у ребят возникает разочарование в спорте.
На первом году занятий основными причинами отсева являются отсутствие устойчивого интереса к избранному виду спорта и недостатки в методике обучения и воспитания (к примеру, участие в соревнованиях неподготовленных спортсменов). На втором году способствуют отсеву несоответствие возраста и разряда при классификационных соревнованиях, форсированная подготовка наиболее способных учеников («натаскивание»), частое участие в соревнованиях, которые становятся самоцелью, а не средством совершенствования мастерства; на третьем году — неумение совместить занятия спортом с учебой в школе, на четвертом — отсутствие желаемых результатов, когда спортсмен убеждается, что для занятии данным видом спорта у него недостаточно способностей.
Ю. Ф. Курамшин (1975) выявил роль для отсева различных мотивов прихода детей в спорт. Реже всего покидали спортивную секцию при мотивах: хочу быть похожим на знаменитого спортсмена (в избранном виде спорта), нравится данный вид спорта. Остальные мотивы прихода в секцию (пригласил тренер, хочу стать мастером спорта, чемпионом мира, хочу быть здоровым, сильным, ловким и т. д.) не обеспечивали устойчивость мотива занятий данным видом спорта.
На стадии специализации у спортсмена возникает устойчивый интерес к данному виду спорта, чему способствуют как физическое развитие и формирование навыков, так и осознание того, что выбранный вид спорта отвечает его наклонностям. Целью занятий спортом становится не только удовольствие от самого процесса, но и получение высоких результатов как следствие тяжелого и кропотливого труда. Физические нагрузки становятся привычными, появляется потребность в них, а их отсутствие (по болезни, например) вызывает ощущение физического дискомфорта.
У спортсмена возникает познавательный интерес к данному виду спорта, к его технике и тактике, т. е. он начинает познавать данный вид «изнутри», не довольствуясь, как на первой стадии, внешним впечатлением.   
Важное место в поддержании мотивации занятий спортом начинают играть отношения с тренером. При складывающихся положительных отношениях у спортсменов второго-третьего разрядов мотив, связанный с ответственностью перед тренером, является одним из ведущих (Ю. Ю. Палайма). В то же время деление тренером учеников на «любимчиков» и «нелюбимчиков» приводит к негативным изменениям в мотивационной сфере юных спортсменов — «нелюбимчики» теряют веру в свои возможности и часто бросают занятия спортом, а у «любимчиков» возникает к спорту потребительское отношение.
На стадии спортивного мастерства основными мотивационными факторами являются стремление поддержать и развить, насколько это возможно, свои дости¬жения, умножить престиж и славу в спортивном мире, содействовать своими успехами прославлению города, страны, способствовать развитию данного вида спорта (обогащая его технику и тактику, внедряя свой оригинальный стиль и т. п.), а также обеспечить свое материальное благополучие.
На этой стадии спортсмен может уже сам выбирать себе тренера, поэтому его мотивация в большой мере обусловлена отношением к тренеру как к специалисту.
МОТИВАЦИЯ И МОТИВЫ Ильин Е.П. 2006
Записан
Zork
Международный мастер
*******

Карма 65
Offline Offline

Пол: Мужской
Сообщений: 1555


Отец сына


Просмотр профиля
« Ответ #9 : 06 Август 2009, 07:38:09 »

Моего, как то раз, за "баловство" на тренировке отправили в качестве наказания в "группу здоровья" - мол, подумай о своем поведении. А этому засранцу так понравилось там (играть можно на любой позиции, да и вообще "король"), что уже и обратно не хотел  Смеющийся
Записан

-- Неужели этим двадцати двум приятным молодым людям
придется бегать по столь обширному полю, терять силы, падать и
толкать друг друга только для того, чтобы иметь возможность
несколько мгновений погонять невзрачный кожаный мячик? (С)
Comsorg
1 разряд
****

Карма 6
Offline Offline

Сообщений: 311



Просмотр профиля Email
« Ответ #10 : 06 Август 2009, 08:14:55 »

Моего, как то раз, за "баловство" на тренировке отправили в качестве наказания в "группу здоровья" - мол, подумай о своем поведении. А этому засранцу так понравилось там (играть можно на любой позиции, да и вообще "король"), что уже и обратно не хотел  Смеющийся
+1 Смеющийся
Вот он пример неоднозначности детской реакции на мотивацию.
Записан

Прошлое и настоящее - наши средства, только будущее - наша цель.               Блез Паскаль
Любопыт
Заслуженный мастер
*******

Карма 174
Offline Offline

Сообщений: 4889


No good deed goes unpunished


Просмотр профиля Email
« Ответ #11 : 06 Август 2009, 09:33:27 »

Однозначности действительно нет. Каждый ребенок индивидуален. Но то что произошло, абсолютно закономерно. Gould и Horn в 1984, позже Ewing и Seefeldt в 1989 в США провели исследование "Почему дети занимаются спортом". Большинство детей занимаются спортом, чтобы получить удовольствие, улучшить свое мастерство, стать физически подготовленным, находиться вместе со своими друзьями и обрести новых друзей, чтобы состязаться.
Записан
Comsorg
1 разряд
****

Карма 6
Offline Offline

Сообщений: 311



Просмотр профиля Email
« Ответ #12 : 07 Август 2009, 07:31:25 »

Ну так как по поводу моего последнего вопроса с мотивацией в переходный период?
Записан

Прошлое и настоящее - наши средства, только будущее - наша цель.               Блез Паскаль
Любопыт
Заслуженный мастер
*******

Карма 174
Offline Offline

Сообщений: 4889


No good deed goes unpunished


Просмотр профиля Email
« Ответ #13 : 08 Август 2009, 10:37:30 »

Переходный период от школы до команды?
Записан
Comsorg
1 разряд
****

Карма 6
Offline Offline

Сообщений: 311



Просмотр профиля Email
« Ответ #14 : 09 Август 2009, 15:03:37 »

Переходный период от школы до команды?
Нет, переходный возраст я имел ввиду. Достаточно опасный отрезок времени, как раз в плане мотивации. Я понимаю, что роль родителей в этом возрасте даже важнее чем роль тренеров всей школы вместе взятых. Вот и хотелось бы грамотно определить линию поведения.
« Последнее редактирование: 10 Август 2009, 13:40:00 от Comsorg » Записан

Прошлое и настоящее - наши средства, только будущее - наша цель.               Блез Паскаль
Страниц: [1] 2 3 ... 7 Печать 
« предыдущая тема следующая тема »
Перейти в:  


Войти

Powered by MySQL Powered by PHP Powered by SMF 1.1.21 | SMF © 2006-2008, Simple Machines Valid XHTML 1.0! Valid CSS!
Страница сгенерирована за 0.055 секунд. Запросов: 20.