Я согласен с Гошей, кроме обозначенной им основной задачи тренера. Это всего лишь одна из функций его педагогической деятельности. Страуса бегать не надо учить, только с мячом беда.
Да и технике его учить бессмысленно. Из этого можно сделать вывод, что должно быть на первом месте во время отбора.
Знаете, у нас в России в футболе «каждый суслик агроном» и в машинах все разбираются, только ни в футболе, ни в машинах мы не можем похвастаться успехами.
Никто не разбирается в ракетах и балете, но оно у нас одно из лучших в мире.
Предвосхищая то, о чем я хочу сказать по проблеме подготовки.
Слесарю дают болванку и задачу выточить ее определенным образом. Как вы думаете, необходимо слесарю знать СОПРОМАТ? Нет, от него это не требуется. Так как ему дают полную инструкцию по его изготовлению. Этот мат должен знать главный технолог в спорте - это методист.
Методист должен обеспечить тренера программой всех необходимых его действий, сам методист должен отслеживать весь процесс, для этого у него есть определенные формы контроля.
Поэтому на западе тренер получает пакет и работает согласно утвержденному плану, после каждой тренировки он делает отчет и отсылает его методисту, где его разбирают и выдают соответствующие рекомендации.
Благодаря отлаженной технологии, тренером на начальном этапе может работать каждый родитель получивший лицензию. Знаете, в чем заключается основная задача для получивших первичную лицензию? Это не выходить за рамки программы. На первом месте там стоит социальная задача по привлечению детей к игре. Должен быть сплошной позитив, все должны радоваться и играть. У нас если на турнире среди 6-7 летних команда не в призах, то пора менять тренера.
У меня маленький вопрос, а детский тренер Усейна Болта наверно блестяще знал строение клетки и мог безошибочно различить лизосому от рибосомы.
«- Всегда ли вы знали, что станете легкоатлетом? И что вообще привело вас в спорт?
- Дело в том, что в шесть лет я увлекся крикетом и начал в него играть. Однажды мой детский тренер порекомендовал мне чаще бегать – с этого-то все и началось. С годами я постепенно прогрессировал и даже заслужил приглашение на Карибские игры. Тогда я и увлекся по-настоящему легкой атлетикой.»
Прежде чем надумывать причины проблем надо просто начать с самого простого и прочитать документы по которым работают наши школы. Учитывая, что документы составлялись не от фонаря и многократно проверялись и отшлифовывались людьми высочайшего методического уровня, надо просто увидеть на каком этапе, в каком месте идут сбои и все будет понятно.
Давайте почитаем уставы спортшкол, что нам обещают и на что нам надеяться.
Уставы всех школ одинаковы, кроме шапки. Чертаново, могли бы не так криво его сканировать.
http://www.chertanovo-football.ru/index.php?pages=documentation&d=3Строгино вообще красавцы: мы работаем по своей философии и все, отстаньте от нас.
http://fcstrogino.ru/school/aboutusВо-во, нашел, возрастные особенности УТП: 6-8 лет; 9-10 лет; 13-14 лет; 15-16 лет; 17-19 лет.
Возраст с 10 до 13 лет вырезан и уничтожен или с ними не занимаются?
Наверно, идет повторный набор, как и во всех ведущих спортивных школах.
Если вчитаться в их особенности, можно за голову схватиться.
Можете прокомментировать вот такое выражение: в 9-10 лет мы делаем упор на контроль мяча, дриблинг и финты.
Игры на тренировках: от 4х4 до 9х9(13-14 лет). Упор на групповой и командный.
Там правда написано еще: инд.тренинг. Просто непонятно, что имелось ввиду. Заходите на сайт школы, там все написано, если не верите.(схохмил, для тех кто понимает)
Вернемся к уставу.
«Целью деятельности Учреждения является спортивная подготовка спортсменов высокого класса, способных войти кандидатами в составы спортивных сборных команд города Москвы и РФ.»
Что можно сказать? Похвальное направление, можно только утвердительно покачать головой.
«Предметом деятельности Учреждения является осуществление спортивной подготовки по видам спорта на этапах подготовки и проведение занятий по физической культуре и спорту на основании утвержденного Учредителем государственного задания, оказание услуг, выполнение работ, обеспечивающих реализацию цели (читаем пункт выше)»
На первый взгляд ни чего особенного, идет уточнение и перечисление их деятельности. Прошу обратить внимание на небольшую деталь. Появляется вот такая закавыка, как государственный заказ.
Из всего что я искал, только в одной школе в общий доступ выдали государственный заказ.
Что там интересного? Ничего. Государственный заказ сводится к одному: сохранению контингента. Алгоритм следующий: набрать как можно больше детей и довести их до следующего этапа. Школам на каждого ребенка выделяют деньги, как и в общеобразовательных, и чем больше детей, тем больше денег. Каждый этап делится на категории и чем выше уровень категории, тем больше денег за ребенка.
Понимаете, получается интересная ситуация. За достижение поставленной цели, которой ставит Учредитель, школе ни жарко, ни холодно, а вот если не выполнить госзаказ, повесят сразу.
Есть еще один интересный момент в уставе и госзаказе.
«Учреждение не имеет право отказаться от госзаказа», но это не то, просто тоже в устав записано.
Пункт 2.5 Устава школ.
Еще один, по которому многие плачут:
«2.9 Учреждение не вправе оказывать платные услуги взамен государственных услуг или в ущерб основным видам деятельности.» Это когда детей выгоняют с поля под предлогом проведения платных услуг.
Вот, читайте, это в Уставе:
«3.3.15 Соблюдать требования федеральных стандартов спортивной подготовки.»
Оказывается, у нас есть некий стандарт спортивной подготовки?
Да, есть, сам великий и ужасный Мутко подписал. Читаю на первой же странице:
Программа спортивной подготовки должна иметь следующую структуру и содержание:
- титульный лист
- поясн.зап
- норм часть
- метод. Часть
- систему контроля и зачетные требования
- перечень инф. Обесп-я
- план физ-х мер-й и спорт-х мер-й
Все мне понятно кроме пятого пункта, идем дальше.
Читаем пятый пункт более конкретно:
«Система контроля и зачетные требования» Программа должна включать:
- конкретизацию критериев подготовки лиц, проходящих спортивную подготовку на каждом этапе спортивной подготовки, с учетом возраста и влияния физических качеств и телосложения на результативность в виде спорта футбол(Приложение №4 к настоящему ФССП)
- требования к результатам реализации Программы на каждом этапе спортивной подготовки, выполнение которых дает основание для перевода лица, проходящего спортивную подготовку на следующий этап спортивной подготовки;
Этот параграф в точности повторяет требование госзаказа по переводу детей из одной категории в другую. Только в госзаказе говориться о тестах, на основании которых детей переводят в другую категорию.
- виды контроля общей и специальной физической, спортивно-технической и тактической подготовки, комплекс контрольных испытаний и контрольно-переводные нормативы по годам и этапам подготовки, сроки проведения контроля;
- комплексы контрольных упражнений для оценки общей, специальной физической, технико-тактической подготовки лиц, проходящих спортивную подготовку, методические указания по организации тестирования, методам и организации медико-биологического обследования.
В принципе они дополнили.
Какой можно сделать вывод. Все школы не выполняют стандарт спортивной подготовки.
Ни у одной школы нет комплексов контрольных упражнений для оценки общей, специальной физической, технико-тактической подготовки лиц, проходящих спортивную подготовку, методических указаний по организации тестирования.
Мы видим, что на каждый возраст должны быть разработаны свои критерии, но ни у одной футбольной школы этого нет.
Вот если бы было написано, что игрок должен в конце обучения на данном этапе уметь делать с места десять сальто назад за 5 секунд, то понятно почему он переходит на следующий этап, а тот кто сделал 9 нет. Тогда под это надо выстраивать систему обучения.
Еще раз внимательно читаем первый пункт в уставе. Напомним.
«Целью деятельности Учреждения является спортивная подготовка спортсменов высокого класса, способных войти кандидатами в составы спортивных сборных команд города Москвы и РФ.»
Мы должны учить детей, которые способны стать кандидатами в сборную. Если мы начали учить детей, значит они уже являются кандидатами. Если ребенок не сделал 10 сальто, а он был способен, мы же его начали учить, значит виноват и тренер, и методист, кто разрабатывал план подготовки, но не учли индивидуальные особенности данного игрока.
Из этого следует следующая вещь. Раз мы определяем в стандартах подготовки способность или не способность, то необходимо дать тренеру и методистам показатель качества. Ту модель игрока, к которому тренер и методист должен прийти. А эту модель никто не определил, не говоря уже о моделях для каждой игровой позиции.
В реальности надо было учить тройному обороту, а мы учили сальто.
Исходя из «модели», как конечного результата, тренер и методист разрабатывают план подготовки, определяют контрольные точки и только после этого определяют критерии отбора детей способных пройти путь до «модели». Пункт 2.4.2 Устава школ.
Что еще можно отметить? Ни в одном документе не написано, что игроки должны выигрывать турниры, кубки и первенства города.
Школа должна обеспечить обязательное участие игрока в официальных спортивных соревнованиях, и все. Пункт 2.4.1 Устава школ.
Только в отчете на госзаказе есть такой пункт как результативность участия в мероприятиях физкультуры и спорта.
В том же госзаказе, основа, это не результативность, а степень усвояемости программы.
Показатель усвоения программы в госзаказе, это прохождение тестирования согласно требованиям федеральных стандартов спортивной подготовки.
Уже только на основании перечисленных мною документов можно полностью уйти от очкового результата, этого ярма, висящего у нас на шее и не дающего нам выплыть из этого г.
Надо просто по пунктам выполнить «наши Минские соглашения», которые указаны в Уставе школ и федеральном стандарте. В начале это, это и это и только потом вот это, а не ставить вот это раньше этого или позже вон тех.
Только почему я заговорил о Минских соглашениях? Тот, кто реально это должен делать, его и так все устраивает.